“Левый марш” анализ стихотворения Маяковского

Лирику Маяковского ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей.

В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал.

Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), “митинговая”, по словам А. Луначарского, поэзия

Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти “человечье” слово, которое способно “подымать, и вести, и влечь…”

Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая “лесенка” – разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи.

Претерпевает изменения

и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше “корчилась улица безъязыкая”, а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности.

Именно таков “Левый марш” – стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. “Левый марш” – это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи (“ораторы” , “товарищ маузер!” ) обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи.

Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской.

В “Левом марше” именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время:

Пусть бандой окружат нанятой, Стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой!

Левой!

В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал “Левый марш”, почти сразу сложившийся в голове.

В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт Агитационной поэзии. Позже появятся знаменитые “Окна РОСТа”. А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени:

Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай!

Рефрен “Левой! Левой! Левой!” задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее:

Клячу истории загоним.

“Левый марш” дает представление о том, как входит в поэзию “новая стихия языка”. Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины.

Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию ( “горя горы” , “мора море” ), неологизмы ( “стальной леевой” , “взгляд орлий” ), вульгаризмы ( “пялиться” , “клячу” ).

Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный. И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли “внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Левый марш” анализ стихотворения Маяковского