Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина

Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина
Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина 1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. “Повесть временных лет” – знаменитый памятник древнерусской литературы.

Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило на русской земле. Такие памятники древнерусской литературы представляют интерес не только для историков, но и для художников слова

– писателей и поэтов. Многие авторы не раз обращали свой взор на наследие предков.

Не обошел своим вниманием “Повесть временных лет” и Александр Сергеевич Пушкин. Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума.

Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка,

язык персонажей и самого автора.

Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами. К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этот период Пушкин пишет балладу “Песнь о вещем Олеге” (1822). Материалом для произведения послужило событие; взятое из истории родной страны поэта. Пушкин обращается к “Повести временных лет”, которая рассказывает о важнейших событиях IX века: призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, о его княжении, приводятся тексты договоров князя с Византией и народные предания о нем: рассказ о походе на Царь – град с эпизодами фольклорного характера. В летописи сохранилось и предание о смерти Олега.

Князю повстречался волхв, который предсказал ему смерть от любимого коня. Олег же дожил до смерти коня и пожелал увидеть кости уже погибшего животного. В тот самый момент, когда Олег уже был уверен, что предсказание оказа – лось лживым, из черепа мертвого коня выползла змея и ужалила его. В соответствии с каноном жанра летописец заканчивает повествование сценой оплакивания князя: “оплакивали его все люди плачем великим”.

Этот летописный эпизод и лег в основу баллады. Пушкин в летописи стремился угадать “образ мыслей и язык тогдашних времен”, чтобы передать его как можно ярче и полнее, более “выпукло”. То, что в основе сюжета “Песни 6 вещем Олеге” лежит летописный рассказ, играет важную роль: Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события.

Для этого он вводит истори­ческие реалии: Воителю слава-отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда… И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности.

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; Если сравнивать “Песнь о вещем Олеге” с балладами других авторов, то пушкинская представляется мне более национальной, более народной. Строки баллады подтверждают это. Их тем ного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник… Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени.

Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше – на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге.

Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик И думает: ” Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”.

И хочет увидеть он кости коня. Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщатель­но вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на х
олме, у брега Днепра, Лежат благородные кости… Следующие строки баллады наполнены теплыми чувствами главного героя по отношению к погибшему коню. Олег искренне оплакивает его, ведь животное было для него настоящим и, может быть, самым близким другом: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!” И все же предсказание сбывается, Олег находит свою смерть именно рядом с конем. “… Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Главный мотив этого произведения – мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала…

Как черная лента, вкруг ног обвилась: И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает.

Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких. Александр Сергеевич не только рассказывает нам романтическую историю, он показывает сам ход, развитие исторический событий.

Пожалуй, именно благодаря таким произведениям, как “Песнь о вещем Олеге”, мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Летописный источник “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина