Летописные сказания “Об учреждении Киева”, “О Князе Олеге”



Цель: ознакомить учеников с содержанием летописных сказаний; формировать навыки выразительного чтения, детального и краткого пересказывания содержания прочитанного; развивать связную устную речь во время ведения диалога, способность строить заключения; воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших предков и их культурных достояний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

Под сопровождение спокойной музыки зачитывается отрывок из Библии о создании мира и человека.

В начале Бог сотворил Небо и

Землю. А земля пустая-пустая, и тьма была над бездной, и Дух Божий шел над поверхностью воды. И сказал Бог: “Пусть произойдет свет!” И произошел свет.

И увидел Бог свет, что хорош он,- и Бог назвал свет “День”, а тьму назвал “Ночь”. И был вечер, и было утро, – день первый. И сказал Бог: “Пусть произойдет твердь среди воды, и пусть отделяет она между водой”…

И сказал Бог: “Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и пусть властвуют над морской рыбой, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей…

И создал Бог человека – маленькую частичку большой Вселенной,

неведомой и загадочной. Тем не менее, каждая из этих маленьких частичек – это личность, назначение которой создавать прекрасное… Этот процесс творения длится и сегодня. Человек, как и Первотворец многое изменил с тех давних времен, да и изменился сама.

За многовековую историю планеты родилось и ушло в вечность немало художников: Нестор Летописец, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко и много других. О кое-ком из них мы вспомним сегодня на уроке.

ІII. Изучение нового материала

-1. Вступительное слово учителя истории об объединении славянских земель и возникновении Древнерусского государства с центром в городе Киеве; о внедрении христианства, возникновение школ и начало создания первых рукописных книг.

-2. Слово учителя литературы о летописях:

Из переводных книг в Киевской Руси большой популярностью пользовались переведенные с греческого языка хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Украины-Ручи часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т. п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книгу, которая носила название летописи.

Что же такое летопись? Об этом найдите определение в хрестоматиях. (Ученики выразительно читают определение о летописи, помещенное в хрестоматии.)

-2. Работа с учебником: обработка материала “Летописные сказания”, пересказ их содержания.

-3. Слово учителя.

В конце 30-х – в начале 40-х годов XI ст. завершенное древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева – братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбедь.

В начале XII ст. монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал “Повесть временных лет”, которая распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее.

4. Выразительное чтение летописи “Об учреждении Киева”

Сначала летопись читает подготовленный ученик, потом перечитывают несколько учеников.

Обсуждение прочитанного:

О чем рассказывается в летописи? Назовите главных героев произведения. Детально перескажите летопись.

Что нового вы узнали?

– А сейчас послушайте народный пересказ “Учреждение Киева”.

Учитель читает пересказ.

5. Наблюдения учеников над прочитанными произведениями.

Что общее в этих двух образцах? Чем отличаются сказания?

Вывод: Итак, народный пересказ больше подобен сказке, а летописное сказание – хронике.

-6. Работа над летописным рассказом “О князе Олеге”. Вступительное слово учителя истории о князе Олега как историческом лице.

-7. Выразительное чтение летописи. Обсуждение прочитанного.

-8. Инсценировка народного пересказа “Смерть Олега”. Сделайте вывод об этих двух произведениях.

Ученики говорят, что летописный рассказ и народный пересказ очень похожи, по сути они дублируют друг друга, лишь имеют разное начало.

IV. Итоговая беседа об образцах прадавней литературы

Во всех летописях есть очень краткие записи и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания.

Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.

Сегодня на уроке вы познакомились с двумя образцами летописных сказаний. Надеюсь, что вы представили изображенные в них события и их участников, проникли в духовный мир персонажей, осознали выраженные в них общечеловеческие идеалы.

Помните, что каждый из вас – это также та маленькая частичка Вселенной, которую создал Бог, и в будущем вы также станете творцами. Кое-кто достигнет вершин в искусстве и культуре, кое-кто в науке, но кем бы вы не стали, всегда оставайтесь Человеком…

V. Домашняя задача

1. Выразительно читать и пересказывать летописные рассказы. 2. Выписать в тетради определения летописи. 3. Найти дополнительные сведения о создании и оформлении рукописных книг.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Летописные сказания “Об учреждении Киева”, “О Князе Олеге”