Летописные сказания “О Княгине Ольге”, “О крещении Руси князем Владимиром”



Цель: ознакомить учеников с содержанием летописей; совершенствовать умение выразительно читать, детально и сжато пересказывать содержание прочитанного; учить анализировать действия и поступки героев произведения, выделять черты их характера; развивать у учеников любознательность, связную устную речь, умение строить логические заключения; воспитывать уважение к нашим предкам, их мудрости, благородству, смелости и верности.

Оборудование: Иллюстрации памяток давней архитектуры, художественных ремесел изобразительного искусства, образцы

праславянского письма, учебники и хрестоматии украинской литературы для 5 класса, украинские народные пересказы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учеников

1. Проверка домашней задачи. Вопрос:

Что называется летописью? Когда возникли первые летописные сведения и кто был их автором? Перескажите содержание летописей “Об учреждении Киева”, “О князе Олеге”.

Расскажите о создании прадавних книг.

III. Мотивация обучения школьникам

Вступительное слово учителя начинается с рассказа о княгине Ольге как историческом лице, упоминание о ней

в разных давних письменах, легендах и пересказах.

Ученикам предлагается рассмотреть портрет княгини. Свой рассказ учитель продолжает информацией об общественной жизни прадавних украинцев, их верованиях, обращая внимание на то, что наши предки-славяне были язычниками, рассказывает о князе Владимире, его роли в развитии культуры, науки и религии на Руси, об отношениях Киевской Руси с другими государствами.

IV. Объявление темы, цели и задач урока

На предыдущем уроке мы с вами ознакомились с летописями “Об учреждении Киева”, “О князе Олеге” и об их творце Несторе-Летописце. Взгляните на фото Киево-Печерской Лавры (дополнение 1).

Здесь, около 1113 года, жил и создавал славный Нестор.

Учитель зачитывает сведения об этой исторической памятке.

V. Восприятие и усвоение учениками
учебного материала

-1. Выразительное чтение летописного сказания “О княгине Ольге” подготовленным учеником..

-2. Обсуждение прочитанного. Вопросы для обсуждения:

Зачитайте отрывок произведения, который свидетельствует об отношениях Киевской Руси с Византией; Почему Ольга отказалась быть женой византийского царя? Можно ли утверждать, что княгиня бы мудрой и заботилась о своем сыне и своем народе?

Ученики отвечают, цитируя сказание.

3. Выразительное чтение и обсуждение летописного сказания “О крещении Руси князем Владимиром”.

Вопрос для обсуждения:

Почему князь Владимир решил уничтожить идолов? Процитируйте приказ князя о том, чтобы народ пришел на реку; Опишите картину крещения людей на Днепре; Что велел построить Владимир на местах, где стояли деревянные кумиры? Где была построена церковь святого Василия?

Ученики отвечают, цитируя сказание.

VI. Работа с иллюстрациями к летописным сказаниям

-1. Рассмотрите репродукцию к картине художника А. Шпакова “Проводы войска”. Можно ли утверждать, что Ольга была патриоткой своей земли?

-2. Рассмотрите рисунок из истории Руси. Составьте небольшой рассказ, использовав отрывок из стиха О. Олеся. После окончания работы над рассказом несколько учеников зачитывают собственные произведения, после чего происходит их обсуждение.

-3. Прокомментируйте изображенное фото. Ученики рассматривают фото памятника основателям Киева, сжато пересказывают сказание “Об учреждении Киева”.

VII. Подведение итогов урока

1. Слово учителя.

Ознакомившись с летописными рассказами, мы поняли, что они не только воссоздают правдивую историю жизни наших предков, а и учат любить свою землю, заботиться о ее процветании.

Можете ли вы на основе прочитанных сказаний сказать, какие черты характера присущи княгине Ольге?

(Ученики сжато характеризуют образ княгини Ольги.)

– Что можно сказать о князе Владимире?

(Ученики сжато характеризуют образ князя Владимира.)

2. Оценивание работы учеников во время урока, мотивация оценок.

VIII. Домашняя задача

1) Выразительно читать и пересказывать летописные сказания “О княгине Ольге”, “О крещении Руси князем Владимиром”. 2) Вписать в собственный толковый словарь слова: вино, Владимир, идол, крещение, Царьгород. 3) Найти в учебнике истории ответы на вопросы: Когда было внедрено христианство на Руси? Что входит в литературное наследие Владимира Мономаха?

Кто такой Ярослав Мудрый?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Летописные сказания “О Княгине Ольге”, “О крещении Руси князем Владимиром”