Летописи як историко-художественные произведения монументального стиля
Летописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи – это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам (“летами”). Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение.
Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. Толчком к началу летописания стали бушующие события патриотичного характера в Киевской Руси, а также желание
В ней подаются сведения о происхождении древнерусского народа и государства.
Это не только ценнейший источник истории Киевской Руси, а и выдающееся произведение литературы. Здесь очень ярко изображены события седой давности, рассказывается, как жили в то время люди, какими были города, оружие, лодки. Перед нами проходят
Летопись имела также большое патриотическо-воспитательное значение. В ней есть сведения о деятельности князей, о борьбе восточных славян с внешними врагами, о народных восстаниях в Киевской Руси. “Повесть временных лет” пронизана любовью к отчизне, заботой о ее процветании. В ней осуждаются княжеские междоусобицы и несогласия, борьба за власть.
Основная задача летописи – патриотичное освещение величия, единства и независимости Русской земли. Но в летопись вошли не только исторические факты, а и целые новеллы, народные пересказы, исторические песни, легенды, в которых были упоминания об отдельных исторических событиях. Именно они предоставляют летописи характер не только исторической, а и художественной памятки.
Здесь выразительно объединена историческая достоверность с поэтическим вымыслом и живым изложением. Интересными с этой точки зрения являются пересказы об учреждении Переяслава. “Повесть” вдохновляла многих писателей новой литературы.
На основе летописной легенды А. Пушкин написал славную балладу “Повесть о вещем Олеге”. А в песне “Смерть Ермака”, написанной поэтом-декабристом К. Рылеевым, ощущается летописный рассказ о Листвинской битве 1024 года. К сожалению, основной взгляд на описанные в летописи события является сугубо религиозными (все, согласно летописцу, зависит от воли Божьей, все несчастья народа – Божье наказание за “грех”).
Это и не удивительно, так как авторы летописных произведений – церковники. И все же летописцы – искренние патриоты, которые переживают из-за раздора, осуждают междоусобные распри, пылко стремятся видеть родную землю объединенной, государство – могущественным, народ – счастливым. В “Галицко-Волынской летописи” продолжается описание событий Начальной и Киевской летописей (“Киевская летопись” вела описание событий с 1 и 11 до 1292 года). В летописи ярко описана храбрость князя Данила и его жены в бою с татарами на Калке, в Чехии, поход против литовских завоевателей.
Описана история князя Владимира Волынского, сына Василька. Начинал эту летопись и пантеон украинских святых, в который вошли, кроме преподобного Антония Печерского, и Ольга, и Владимир, и Теодосий, и Борис, и Глеб.
Летопись “Повесть временных лет” – это не только систематизированная история Руси, а и своеобразная хрестоматия поэтических и эпических сказаний, рассказов, даже басен и философских произведений. Величие и многогранность этой памятки поражает, так как соединила в себе произведения разнообразнейших жанров. Летописи сохранили свое значение и для наших времен: каждая летопись – это первейший источник изучения истории родного края.
Читайте летописи – знаменитое прошлое нашего народа. Так как “кто не знает своего прошлого, тот не достойный своего будущего” (М. Рыльский).