“Летопись Русская”: “Повесть временных лет” и “Киевская летопись”
Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы нести сквозь века вложенное в него содержание и голос человеческой души. Мы почти ничего бы не знали о давности, если бы история не подарила нам летописи – сведенные в хронологическом порядке короткие и более подробные рассказы об исторических событиях. Первое такое сведение имеет название “Летописи Русские” и объединяет в себе три развернутых рассказа: “Повесть временных
Давняя книга содержит в себе статьи церковного характера, там же излагается и светская история украинского народа на основании устных пересказов, эпических народных песен и легенд.
Чтобы мы лучше могли постигнуть общегосударственные интересы передовых общественных слоев Киевской Руси, давний летописец использует исторические документы, рассказы участников событий, собственные
Здесь значительную часть занимают рассказы о продолжительной борьбе за киевский престол, особенно между Мономаховичами и Ольговичами. В это время князья часто призывали на помощь кочевников, которые Киев разрушали и жгли, а население грабили. Поэтому летописцы, которые реалистически изображали все эти распри, на страницах “Киевской летописи” поднимают идею единства Руси, мира, добрососедства, взаимопомощи князей.
Но не только лица князей возникают перед нами: авторы знакомят нас с тогдашней жизнью простого народа, который выступает как сила, которая влияет на результаты событий (восстание киевского населения против бояр и купцов). Относительно искусства сказа, то “Киевская летопись” превосходит “Повесть временных лет”, а это дает основание утверждать, что его авторы стояли на высшей ступени литературного осмысления действительности, на высшей ступеньке мастерства.
Следующие события, от 1201 до 1292 года, освещаются в “Галицко-Волынской летописи”, которая является сплошным рассказом, который включает в себя своеобразные повести о военных походах и других событиях. В ХІІІ столетии Киев теряет свое бывшее могущество, а носителями украинской государственности стали западные земли. В их культурных ячейках, где развивалось писательство, и была создана эта выдающаяся памятка историографии и литературы. В первой из двух частей “Галицко-Волынской летописи” с гордостью описывается жизнь Данила Галицкого: его успехи, победы и патриотичный запал.
Во второй части на передний план выходит уже Данилов брат Василько и его сын Владимир – волынские князья, здесь же описана и битва на Калке.
И в конце летописи есть много сообщений относительно Литвы, Польши и Венгрии, очень ощутима граница между православным и католическим мирами. А это, бесспорно, приближает летопись к европейской литературе. Кроме того, яркие характеристики лиц, своеобразный поэтический стиль роднят “Галицко-Волынскую летопись” со “Словом о походе Игоря” и является свидетельством того, что уже в княжеские эпохи в Русской земле создалась литературная школа, произведения которой не потеряли свое значение и сегодня.