Лето господне характеристика образа Сергея Ивановича
Сергей Иванович (именинник в день мучеников Сергия и Вакха, 20 октября (7 октября) – отец Ивана. Мученик Сергий, ему принадлежат слова, имеющие важнейшее значение для жизни и смерти носящего его имя С. И., сказанные в темнице: “для ищущих небесной жизни – еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть”). Вместе с Горкиным – центральный образ “Лета Господня”. Если Горкин – воплощение сказочно-народной стихии, то С. И. – представитель настоящих хозяев “старого уклада”.
Он “трудами-заботами дедушкины дела поправил”,
С. И. сброшен еще не объезженной лошадью
С. И. занят размышлениями о вечном, но и временное ему не чуждо: он хранит на письменном столе “же л тик” – “цветок, сорванный сыном”, любит лошадей и жалеет даже сбросившую его кобылу.
Умирает С. И. перед самыми именинами жены. Анна Ивановна, утешая Ивана, говорит: папенька “тихо отошел губками, так вот будто кисленького отпил” (перед смертью С. И. просил, чтобы была написана картина с Христом, говорящим: “Аз есмь Вода Живая”, и мы понимаем, что именно эту Воду Живую ощущал он на своих губах перед смертью). С. И. провожают в последний путь по мягко устланной можжевельником мостовой (“всю улицу застелим, и у Казанской, как на Пасху будет. Можжевелка, она круглый год зеленая, не отмирает”) православным Тресвятым “Святый Бессмертный, помилуй нас”.
Этим же молитвенным песнопением и завершается книга Шмелева.
- Лето господне характеристика образа Анны Ивановны Анна Ивановна – сторожиха-банщица, “совсем молоденькая, приятная, с лица белая-белая, высокая, ласковая. Ходила очень чисто, в белом платочке и светлом ситце. Муж в солдатах была очень добрая, тихая; говорила певучим голосом, не спеша, как-то раздумчиво”. Горкин ее уважал за примерное поведение и богомольность. От нее, говорила Сонечка, “будто тихий свет”. В жизни она “несет горе […]...
- Лето господне характеристика образа Горкина Михаила Панратовича Горкин Михаил Панкратович (Михайла Панкратыч, Горка) (именины в день Михаила-Архангела 21 (8) ноября) – внешне схож со св. Николаем Чудотворцем на многочисленных деревенских иконах и с образом любимого народом святого в устных и письменных преданиях: маленький, хрупкий старичок, являющийся помочь верующим (вывести из лесу, уберечь от пожара, нападения и т. д.) или предупредить об опасности. […]...
- Лето господне характеристика образа Ивана (Ванятки) Иван (Ванятка) (день Ангела 9 октября (26 сентября) – Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова) – главный герой “Лета Господня”, во многом его образ наделен автобиографическими чертами. Шмелев изображает жизнь И. в двойной перспективе. С одной стороны, его детство дано изнутри, глазами ребенка, с другой – мир детства представлен как ретроспектива-припоминание. Такая двойная фокусировка придает […]...
- Лето господне характеристика образа Василия Васильевича Косого Василий Васильевич Косой (Косой – прозвище, данное за частые возлияния; именины в Васильев день, 14 (1) января) – “старший прикащик” у Сергея Ивановича, “у Иван Иваныча (отец Сергея Ивановича.- Ред.) еще служил, с мальчишек тридцать-то лет”. У него “широкая спина красная шея и затылок”, “лицо каленое, рыжие волосы вихрами”. Обладает богатырским здоровьем: в марте ходит […]...
- Лето Господне краткое содержание Шмелев И. С. Лето Господне Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он […]...
- “Лето Господне” Шмелева в кратком содержании Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Краткое содержание Лето Господне Шмелев И. С. Шмелев Лето Господне Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Лето Господне” Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Краткий пересказ Лето Господне Шмелев (Литература XX века) В самом начале произведения читатель знакомиться с мальчиком Ваней, который просыпается в своем родном доме на кануне поста. Он слышит громкий голос своего отца, который ругает Василия Васильевича, старшего приказчика за пьяные гуляния на масленицу. Отца Вани зовут Сергей Иванович, он подрядчик, довольно-таки известная личность в Москве. Несмотря на свое утреннее недовольство Василием Васильевичем, к […]...
- Гроза характеристика образа Кабанова Тихона Ивановича Кабанов Тихон Иванович – один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано – “ее сын”. Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т. по-своему знаменует конец […]...
- Обломов характеристика образа Штольца Андрея Ивановича ОБЛОМОВ (Роман. 1859) Штольц Андрей Иванович – один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. “Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей […]...
- На всякого мудреца довольно простоты характеристика образа Гордулина Ивана Ивановича НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ (Комедия, 1868) Городулин Иван Иваныч – преуспевающий молодой чиновник “нового времени”, “молодой важный господин” – сказано о нем в списке действующих лиц. Бойкие манеры, грубоватое остроумие, постоянные разговоры о своей занятости, стремление казаться причастным к передовым кругам общества или, во всяком случае, к числу передовых чиновников – все это давало […]...
- Аристократка характеристика образа Григория Ивановича Григорий Иванович – герой рассказчик, слесарь-водопрово-дчик, повествующий о своем увлечении некой “аристократкой”, проживавшей в их доме. Кульминацией их отношений становится визит в театр. Во время антракта герой в театральном буфете предлагает даме “скушать одно пирожное”; она съедает также второе и третье – притом что денег у героя в обрез хватает на три. Когда “аристократка” берет […]...
- Преступление и наказание характеристика образа Свидригайлова Аркадия Ивановича ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных пфоев. “…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве […]...
- Отцы и дети характеристика образа Базарова Василия Ивановича ОТЦЫ И ДЕТИ (Роман, 1862) Базаров Василий Иванович – отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего – драматизм этого движения. В. И. отставной штаб-лекарь, разночинец по происхождению, именующий себя “плебеем”. В отличие от своей жены, чья психология сближает ее со “старомосковскими” (т. е. […]...
- Бесприданница характеристика образа Паратова Сергея Сергеевича Паратов Сергей Сергеевич – “блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30”. Несмотря на производимое впечатление, П. на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев. Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет […]...
- Душа России в “Лето господне” Шмелева (писатели эмигранты) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. Пушкин Творчество Ивана Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение – это […]...
- Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. “Лето господне”) Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. А П. Чехов Наверное, художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого или воображаемого будущего. Задача писателя – выстроить эти картины и образы в одно […]...
- Образ “святой Руси” в произведениях Шмелева (богомолье, лето господне) В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в “Богомолье” и “Лете Господнем”, нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, “святая Русь”, а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. “Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я […]...
- Краткое содержание “Мартовская капель” (из книги “Лето Господне”) Шмелева И. С Весеннее, обещающее “кап-кап” – это не скучный дождь, что, бывает, зарядит и на неделю. Это мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой – кап-кап… Под елочкой – кап-кап… Снега много, как растает, – поплывет все Замоскворечье, можно будет на плотиках кататься. Полог с кровати мальчика сняли – идет большая великопостная стирка. На полу лежит золотистый […]...
- Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне”” Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Объявление Домашнее задание к уроку: I блок – теория литературы Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева. II блок – творческое задание Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”? (подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект) Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами […]...
- Война и мир характеристика образа Тушина ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Тушин – штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения, “маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами. В этом человеке было что-то “невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Т. робеет при встречах с начальством, и всегда находится какая-то его вина. Накануне сражения он говорит о страхе перед […]...
- Война и мир характеристика образа Ростовой ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Ростова – графиня, “женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение”. При создании образа графини Р. Толстым были использованы черты характера и некоторые обстоятельства жизни его бабушки по […]...
- Война и мир характеристика образа Курагина Василия ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Курагин Василий – князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты. Князь В. относится ко всем окружающим снисходительно покровительственно, говорит тихо, всегда пригибая за руку своего собеседника. Он появляется “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, […]...
- Атала характеристика образа Аталы Атала считается дочерью вождя племени мускогульгов, но настоящий отец ее – испанец-христианин Филипп Лопес. Христианкой была и мать А., крестившая дочь и воспитавшая ее в христианской вере. При рождении А. мать ее дала обет, что девушка сохранит целомудрие и посвятит всю свою жизнь царице небесной. Перед смертью матери А. по ее просьбе поклялась ей, что […]...
- Что делать характеристика образа образа Полозова ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Полозов – отец Катерины Васильевны. К моменту действия ему шестьдесят лет. Отставной ротмистр. Прокутил имение, остепенился и вышел в отставку. Чтобы собрать себе новое состояние, занялся торговлей. Постепенно на подрядах и поставках стал миллионером, но, поссорившись с кем-то из влиятельных лиц, от кого многое зависело, обанкротился. […]...
- Обмен характеристика образа Дмитриева Федора Николоваевича (Дед) Дмитриев Федор Николаевич (Дед) – дед Виктора Дмитриева. “Очень стар – семьдесят девять, – таких стариков осталось в России немного, а юристов, окончивших Петербургский университет, еще меньше, а тех из них, кто занимался в молодости революционными делами, сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой Засулич, и […]...
- Федра характеристика образа Федры Федра – жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Ф. пылает страстью к своему пасынку и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит […]...
- “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” сравнительная характеристика Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (Гоголь Н. В.) ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли […]...
- О любви характеристика образа Алехина Павла Константиновича О ЛЮБВИ (Рассказ, 1898) Алехин Павел Константинович – главный герой, является также персонажем рассказа “Крыжовник”, где дается его портрет: “…Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика”. Окончил университет, и хотя, как он говорит, по воспитанию белоручка, а по наклонностям кабинетный человек, тем не менее вынужден […]...
- Война и мир характеристика образа Болконского Николая Андреевича ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Болконский Николай Андреевич – князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Н. С. Волконского, “умного, гордого и даровитого человека”. Н. А. живет в […]...
- Господин из Сан-Франциско характеристика образа Господина Господин из Сан-Франциско – в самом начале рассказа отсутствие имени у героя мотивируется тем, что его “никто не запомнил”. Г. “ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности […]...
- Недоросль характеристика образа Софья Софья – племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. – сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София – по-гречески означает “мудрость”. Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. – не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели. Образ С. стоит в центре […]...
- Вишневый сад характеристика образа Яши ВИШНЕВЫЙ САД (Комедия, 1903) Яша – молодой лакей. Из литературных предшественников можно назвать лакеев Достоевского (Смердяков из “Братьев Карамазовых”, Видоплясов из “Села Степанчиково”). Карикатурная, саркастически изображенная фигура – хам, чрезвычайно довольный собой и поклоняющийся всему иностранному. Когда ему сообщают, что к нему пришла мать из деревни и со вчерашнего дня ждет в людской, он пренебрежительно […]...
- Государь характеристика образа Государя Государь – главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств (“республики либо управляемые единовластно”, гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с четырнадцатой главы он […]...
- Война и мир характеристика образа Болконского Андрея ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Болконский Андрей – один из главных героев романа, князь, сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. “…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то “гордость мысли”, он […]...
- Характеристика образа Фигаро в комедиях Бомарше П Фигаро – по словам автора, “наиболее смышленый человек своей нации”, на протяжении действия раз за разом делами доказывающий излюбленную мысль Бомарше, что судьба личности определяется не силой обстоятельств, мешающих ее полноценному осуществлению, а значит, счастью, но силой ее сопротивления скверным обстоятельствам, сословным ограничениям и власти предрассудка. Представитель третьего сословия, к которому Бомарше и на вершине […]...
- Калина красная характеристика образа Любы (Любовь Федоровна Байкалова) Люба (Любовь Федоровна Байкалова) – женщина, к которой приехал Егор после колонии отдохнуть и набраться сил и которую неожиданно для себя полюбил. “Довольно красивая молодая женщина, добрая и ясная”. Во внешности Л. Егора поражает “доверчивость на лице”. Отец говорит про Л.: “она у нас – последыш, а последыша жальче всех Она хорошая девка, только все […]...
- Гроза характеристика образа Кабановой Марфы Игнатьевны Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы – антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных […]...
- На дне характеристика образа Луки Лука – пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Л. говорит: “Христос-от всех жалел и нам так велел”, – однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: “Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…” Л. ухаживает за […]...