Ленинградская блокада в “Записных книжках” Л. Гинзбург и “Записках” О. Фрейденберг



Представляется логичным сопоставить две книги, вместившие две судьбы, – “Записные книжки” Л. Я. Гинзбург и “Записки” О. М. Фрейденберг. Первые самой Гинзбург названы “дневником по типу романа”, вторые Н. В. Брагинская назвала “филологическим романом”. Оба “романа” писались почти одновременно; их авторы жили в одном городе, принадлежали к одной среде (ленинградскому “филологическому быту”), часто описывали одни и те же явления.

Напрашивается сравнение этих дневников в “сильной позиции”.

Такой

“сильной позицией”, несомненно, является хроника блокадного Ленинграда, развернутая на страницах обоих “романов”, – в “Записках блокадного человека” Лидии Гинзбург и “Осаде человека” Ольги Фрейденберг. Стоит остановиться на одной из жизненно важных тем блокадного времени, к которой обращаются оба автора, – теме водопровода. И Гинзбург, и Фрейденберг пишут о водопроводе расширительно – не только в связи с жизнью и смертью, но и в связи с судьбами цивилизации и культуры.

Они свидетельницы крушения системы городского водоснабжения – и это для них знак крушения цивилизации.

Но

на этом заканчивается сходство позиций; в “сильной позиции” яснее не просто разность – прямая противоположность мировоззрений.

1

Фрейденберг вписывает тему водопровода в свой миф. Согласно ее мифу, Одинокий ученый, преследуемый обществом, хранит “в катакомбах” светоч культуры; он подобен первым христианам. Ученый, как в древние времена мученики и святые, противостоит могущественному Риму – в его новом обличье.

О. Фрейденберг отрицает не только советскую власть, но все обличья Рима, любые государственные системы. Ее ответ на проявления государственной мощи – отказ, анархический протест: “Я ненавижу государство, власть, политику”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ленинградская блокада в “Записных книжках” Л. Гинзбург и “Записках” О. Фрейденберг