Лариса – характеристика персонажа

Произведение: Бесприданница

Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.
Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.
Выходя за Карандышева, Л. чувствует

себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: “С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!” Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни.

Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение –

красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: “Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…” В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева.

Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать”. По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова.

Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье – это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.

ЛАРИСА ОГУДАЛОВА – героиня драмы А. Н. Островского “Бесприданница” (1878). Образ Л. завершает череду “бесприданниц” в драматургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны (“Бедная невеста”), Нади (“Воспитанница”), Аксюши (“Лес”), Насти (“Не было ни гроша да вдруг алтын”) Л.- натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью.

Душа Л. существует как бы “поверх быта” – над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. все время “манит” куда-то: в деревню, в лес, за Волгу – в “любой тихий уголок”, который кажется ей “раем”. Жизненный путь Л.- путь душевного одиночества и трагического надлома.

Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается “заглянуть ей в душу”, ни от кого не слышит она “теплого, сердечного слова”. Л. вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то “базар”, не то “цыганский табор”. И только в пении романсов может высказать она свои чувства.

Дома “во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов”. Карандышев, в чью любовь Л. поверила и дала согласие на брак, из-за мелкого самолюбия не пощадил ее гордости. Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,- завлек и бросил. Друг детства Вася Вожеватов разыграл ее в “орлянку” с крупным дельцом Кнуровым.

Решение Л. “искать золота” и сделаться “дорогой, очень дорогой вещью” ставит ее на грань падения. Смертельный выстрел Ка-рандышева оказывается для нее “благодеянием”, спасением от окончательной нравственной гибели. Ни на кого не “жалуясь” и не “обижаясь”, Л. умирает со словами любви и прощения.

Образ Л. с его поэзией и лирической рефлексией явился крупным художественным открытием Островского, предварившим появление чеховских героинь. Первая исполнительница роли Л.- Г. Н. Федотова (1878). Среди других исполнительниц – М. Н. Ермолова (1878), М. Г. Савина (1878), В. Ф. Комиссаржевская (1896), М. И. Ба-банова (1940), К. Ф. Роек (1948).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лариса – характеристика персонажа