Лаконизм и красочность чеховских произведений

А. С. Пушкин стоял у истоков критического реализма, а Чехов подошел к рубежу, с которого начиналось развитие социалистического реализма. И хотя сам писатель не стал зачинателем этого направления, в творчестве его сконцентрированы лучшие черты литературы критического реализма, без достижений которого немыслимо появление нового искусства. Этим определяется место Чехова и его вклад в развитие отечественной и мировой культуры.

Антон Павлович Чехов родился 17 (19) января 1860 г. в Таганроге. Его отец – сын крепостного крестьянина – служил

приказчиком, потом стал владельцем небольшой бакалейной лавки. Характер отца отличался несдержанностью, деспотизмом, что тяжело отзывалось на положении домочадцев. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно вспомнить. (…) Отец теперь никак не может простить себе всего этого… Деспотизм преступен трижды”,- писал Чехов брату Александру в 1888 г.

С деспотизмом Чехов столкнулся и в Таганрогской классической гимназии, куда поступил в 1868 г. В гимназии процветали казенщина, доносительство, жестокое преследование всего, что покушалось на самостоятельность. В этих условиях нелегко

было сохранить личное достоинство, веру в благородное назначение человека. Но юному Чехову удалось противостоять пошлости.

В 1876 г. отец Чехова разорился, и вся семья уехала и Москву. Антоше пришлось жить в Таганроге одному, Чтобы завершить обучение. Он прирабатывает уроками, 1,1 к как родители не могли оказать необходимой поддержки.

Чехов не был связан с пролетарским движением. Но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступает против косности, застоя, приходит к решительному отрицанию существующего порядка. “Сытое” мещанское счастье вызывало у него раздражение. Отсюда тоска художника по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и дерзаний. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни и непримиримостью ко всему старому, консервативному.

Чеховскую тоску по прекрасному, неприятие деляческого энтузиазма дореволюционные буржуазные критики отождествляли с пессимизмом, аполитизмом писателя.

Творчество Антона Павловича Чехова условно разделяют на три периода: первый (с конца 70-х до середины 80-х годов) характеризуется обращением писателя преимущественно к юмористической новеллистке; второй (с середины 80-х годов) – усилением сатирического начала в произведениях Чехова; третий (с начала 90-х голой) отмечен высшими достижениями писателя в прозе и драматургии. К литературному творчеству Чехов обратился еще будучи гимназистом, но систематически начал печататься с 1880 г., обучаясь в Московском университете. Первые рассказы Чехова носили развлекательный характер и создавались в основном ради заработка, в котором очень нуждалась семья Чеховых. Чехов посылал свои рассказы и незатейливые юмористические журнальчики (“Стреко-1а”, “Будильник”, “Осколки”), подписывая их такими псевдонимами: “Брат моего брата”, “Человек без селелещзенки”, “Антоша Чехонте”.

О том, что представляли собой ранние опыты юмориста, можно судить по рассказу “Радость” (1883). Его комизм построен на описании восторга коллежского регистратора Мити Кулдарова, который “не и силах держаться на ногах от счастья”, так как фамилия оказалась напечатанной в местной газете в разделе происшествий (Митя в пьяном виде попал под извозчика). Непритязательность подобных миниатюр сопровождалась шутливыми уточнениями к заголовкам. Например, к рассказу “Закуска” дано пояснение: “Приятное воспоминание”; “Брак по расчету” имеет подзаголовок: “Роман в двух частях” и т. д. Однако наряду с рассказами развлекательного характера Чехов создает произведения, в которых дана серьезная критика существующей действительности: “Смерть чиновника”, “Маска”, “Хамелеон”, “Унтер Пришибеев” и др.

Форму газетной юморески Чехов подчинил задачам реалистического изображения, жизни с ее переходами от ничтожного и комического к великому. Таков, к примеру, рассказ “Толстый и тонкий”.

На вокзале встретились два школьных товарища – толстый и тонкий. Тонкий не знает, что его приятель дослужился до генерала. Они ведут оживленный разговор. Тонкий доверительно, чуть хвастливо рассказывает о своей жене: “…урожденная Ванцен-бах… лютеранка”,- о портсигарах, которые ему удается делать “приватно” и продавать “по рублю за штуку”.

Но узнав, что толстый “до тайного дослужился”, “две звезды” имеет, тонкий мгновенно преображается. Лицо его расплывается в “широчайшей улыбке” самоунижения. В голосе появляется так много заискивающей, “почтительной кислоты”, что “тайного советника стошнило”.

Таким образом, частный случай приобретает в рассказе значение обобщения, в котором во всей своей уродливости раскрылась антитеза “начальствующей сферы” и “подчиненных”. Но у Чехова нет желания посочувствовать тонкому -“маленькому человеку”. Напротив, он подвергает его убийственному осмеянию за угодливость, чинопочитание, трусость.

Исторически такое отношение к герою было оправданным, поскольку в 80-е годы, несмотря на засилье реакции, обозначилось движение демократических масс к новой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лаконизм и красочность чеховских произведений