Лагерная жизнь в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”
1. Лагерь – особый мир.
2. Шухов – главный герой и рассказчик.
3. Способы выживания в лагере.
4. Особенности языка рассказа.
Рассказ А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” построен на реальных событиях жизни самого автора – пребывания в Экибастузском особом лагере зимой 1950-1951 годов на общих работах. Главный герой рассказа Иван Денисович Шухов – рядовой узник советского лагеря. От его лица рассказано об одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока, который получил Иван Денисович.
Описание событий
Здесь действуют совсем иные законы, и люди не живут по ним, а выживают вопреки им. Жизнь в зоне показана изнутри человеком, который знает о ней по своему личному опыту. Поэтому рассказ поражает своим реализмом.
“Слава тебе, Господи, еще один день прошел!” – этими словами заканчивает повествование Иван Денисович,
Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а каким именно – придумать так и не смогли. По сути, Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд “врагов народа”.
Личные человеческие качества Шухова вызывают уважение: несмотря на все условия, он сумел сохранить в своей душе доброту, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком. Так, Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста для того, чтобы хоть как-то поддержать его, ведь тот “всем угождает, а заработать не может”.
А Гопчик для Ивана Денисовича почти как родной сын.
Солженицын изображает и другой тип людей – “шакалов”, как Фетюков, бывшего высокого начальника привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят, – для Фетюкова способ выжить. Он вызывает отвращение, зеки даже отказываются с ним, работать. У него не осталось абсолютно никакой гордости, он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок.
В лагере каждый выбирает свой способ выживания. Наиболее недостойный из этих способов – это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зеков. В лагере ненавидят таких людей, и такие долго не живут.
Иван Денисович “не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался”. Этот человек старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова тверды представления о гордости и чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова.
Как крестьянин, Шухов очень хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, что является возможностью дополнительного заработка.
Заслуживает уважения и бывший капитан второго ранга Буйновский, который привык все делать на совесть, не старается увильнуть от общих работ, “на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать – значит делай”. Вызывает симпатию и бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Он всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает взятку, его людей не выгнали на строительство Соцгородка.
Иван Денисович говорит о том, что “хороший бригадир вторую жизнь даст”. Это и о Тюрине. Эти люди никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева.
Алешка-баптист вызывает жалость. Этот человек очень добрый, но слабодушный, поэтому “им не командует только тот, кто не хочет”. Заключение он воспринимает как волю Божью, пытается видеть в своем положении только хорошее, говорит, что “здесь есть время о душе подумать”.
Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям, и Иван Денисович считает, долго он здесь не протянет.
Другой герой, шестнадцатилетний паренек Гопчик, обладает хваткой, которой не достает Алешке-баптисту. Гопчик хитрый, он не упустит возможности урвать кусок. Свой срок он получил за то, что носил молоко в лес бендеровцам.
В лагере ему предсказывают большое будущее: “Из Гопчика правильный будет лагерник… меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат”.
На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер. Он получает с воли посылки, может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи. Бывший режиссер работает в конторе, избегает общих работ.
Он сторонится остальных заключенных, общается только с Буйновским. Цезарь Маркович обладает деловой хваткой, знает, кому и сколько надо дать. Рассказ Солженицына написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много жаргонных, “блатных” слов и выражений. “Шмон”, “стучать куму”, “шестерка”, “придурки”, “падла” – привычная лексика в лагере.
Употребление этих слов, в том числе и “непечатных”, оправданы, так как с их помощью достигается достоверность передачи общей атмосферы лагеря и происходящего.