Л. Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием



В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из­вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув­шись рассказа “После бала”, не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме­тил: “Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы”. В прямом значении слово “диссонанс” означает негармони­ческое сочетание звуков, а в переносном – раз­лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо.

В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово “диссо­нанс”? Можно ли слова

“контраст” и “диссонанс” назвать в данном случае синонимами? Почему “диссонанс” назван автором воспоминаний “ро­ковым”?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио­нальном строе, в цвете, в звучании. Глав­ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв­ление.

Контрастное сопоставление двух частей рас­сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска­за антонимы, передающие звуки и краски бала

и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музы­канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам­панского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: “В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка”.

Едва ли стоит сравнивать скорчившее­ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан­цорами на балу. Поэтому в устный рас­сказ мы будем их включать с осторожно­стью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Л. Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием