Кюхельбекер В. К. биография

Поэт и революционер – декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М. Б. Барклай-де-Толли.

Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому – рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных. Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения.

Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи (в начале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару.

Но при этом возникал с критикой если ему что-то не нравилось. Из лицея Кюхельбекер (он окончил с серебряной медалью) как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но “шаркуном”- чиновником он не мог стать по своей природе; вот и получилось, что бедствия подстерегли его чуть ли не у лицейского порога. По началу про него говорили, что он живет как сыр в масле…

Однако уже весной 1820г мирные дни Кюхли были нарушены. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, “поэта”:
“И ты – наш новый Корифей-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик Ифимии и Врана?-
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времен”
И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. Тучи сгущались над головами двух поэтов. К счастью помог третий: Дельвиг предложил место Кюхельбекеру при богатом вельможе.
В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 – 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 – 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник “Мнемозина”, (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, “охмелел в чужом пиру”, как выразился Пушкин.

На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе.

Пушкин отозвался о нем: “человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд”. Как издатель “Мнемозины”, Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: “для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности”.

Основные черты его творчества – идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия – лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны.

Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму “Смерть Байрона”, тяжеловесную шутку “Шекспировы духи”, мистерию “Ижорский”. Несколько десятков его пьес помещены в “Собрании стихотворений декабристов”. “Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера” изданы в Шо-де-фон (1880). В “Русской Старине” были напечатаны его дневник и поэма “Вечный Жид”.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович – писатель и декабрист (1797 – 1846). Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным и Дельвигом. Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте.

В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 – 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 – 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник “Мнемозина”, (1824).

Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, “охмелел в чужом пиру”, как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин.

Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: “человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд”. Как издатель “Мнемозины”, Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России.

От искусства он требовал самобытности: “для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности”. Основные черты его творчества – идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия – лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны.

Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму “Смерть Байрона” (М., 1824), тяжеловесную шутку “Шекспировы духи” (СПб., 1825), мистерию “Ижорский” (ib., 1835). Несколько десятков его пьес помещены в “Собрании стихотворений декабристов” (Лейпциг, 1862). “Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера” изданы в Шо-де-фон (1880). В “Русской Старине” были напечатаны его дневник и поэма “Вечный Жид”.



Кюхельбекер В. К. биография