Квинт Гораций – величайший поэт “золотой эпохи” римской литературы
Как известно, выражение “золотая эпоха” означает период высочайшего взлета, расцвета чего или кого нибудь. Для древнеримской литературы – это время правления императора Октавиана Августа, когда расцвели таланты лириков Вергилия, Горация, Овидия. Эти времена еще называют “времена Августа” и “золотые времена ” римской поэзии, которые отличалась своим тематическим, жанровым и стилевым богатством. Вергилий – героический и дидактический (поучительный) эпос, буколики (пастушьи песни), эклоги, идиллии.
Гораций – оды,
Ком Гораций посвятил почти все свои произведения? Он посвятил их своему другу Меценату, который был советником Октавиана во всех его политических мерах и человеком тонких литературных вкусов. Именно Меценат сыграл большую роль в творческом взлете Горация.
Меценату посвящено две книги сатир, три книги од, еподи, юбилейные гимны и т. д. От собственного названия “Меценат” из того времени образовалось общее название: меценаты – это те, кто есть покровителями искусств,
Внимание учеников предрасполагается к доске. Перед ними слайды “Гораций глазами художников”. Первая картина – “Гораций читает свои “Сатиры” Меценату” Ф. Бронникова (1924), вторая – “Гораций, Вергилий и Варий дома у Мецената” Чарльза Джалаберта.
Как известно, Эти поэты были членами литературного кружка Мецената. Заслуга Мецената и Октавиана Августа заключалась в том, что они сделали литературу частью государственной идеологии.
Не было тогдашнего лирического жанра; где бы ни сказал своего слова поэт Квинт Гораций Флакк, но жемчужиной его лирики считают именно оды, которых он написал четыре книги. Именно в них Гораций видел свое бессмертие и наибольшей своей заслугой считал то, что запел в них на “итальянский порядок эолийской песни”. Ода – небольшой лирический стих (дословно “песня”) в поэзии позднего Риму и европейского Возрождения.
Позднее в европейской литературе 17-18 ст. ода становится жанром лироэпической поэзии, где воспевала в торжественном тоне какое-то важное событие или уважительное лицо.
Итак, оды Горация – своеобразные лирические песни, которые отмечаются безупречной формой и художественной совершенством. Поскольку рифов античная поэзия не знала, то мастерство поэта оказывалось в редчайших, красивых стихотворных размерах. Недаром оды Горация называют настоящим “парадом” стихотворных форм: здесь выступают почти все его лирические строфы, которые он позаимствовал в древнегреческих поэтов из Лесбоса – Алкея и Сапфо – и в которых звучат переменные, тяжело уловимые ритмы.
Украинский переводчик Андрей Содомора, чей перевод от Горация мы читаем, и чьи цитаты тома сегодня будут звучать на нашем уроке, пишет, что передать переводом все тонкость поэтического мастерства от Горация нелегко: сложное расположения духа и переживания поэта вплетаются в такие же своеобразные непостоянные ритмы. Недаром кое-кто, разуверившись в возможности полнокровного перевода от Горация, сравнивает их с засушенными цветами, которым довольно возвратить бывшие краски и ароматность. Поэтому сегодня мы с вами сделаем собственную попытку найти свой путь к Горации и ощутить “краски и ароматность” жемчужин его лирики – оды “К Манлии Торквата” и оды “К Мельпомене”.