Кузмин М. А. биография



Кузмин Михаил Алексеевич (1875 – 1936) – русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборники стихотворений “Александрийские песни” (1921), “Форель разбивает лед” (1929). Проза (повесть “Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро”, 1919; роман “Тихий страж”, 1916, и др.).

Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.
Биография
Родился 6 октября (18 н. с.) в Ярославле в дворянской семье, придерживавшейся

старообрядческой веры. Детские годы прошли в Саратове, он воспитывался в традициях староверческой бытовой религиозности и чувство живой связи с церковно-национальной культурой сохранил навсегда. Но были в его роду и французские корни.
С 1885 мальчик жил в Петербурге, учился в гимназии, затем поступил в консерваторию по классу композиции, был учеником Римского-Корсакова, однако консерваторию по болезни не окончил. В эти годы много путешествовал по Италии, Египту и другим странам. Ездил и по старообрядческим селениям Севера России.

И те и другие впечатления впоследствии нашли отражение в его

мировидении и творчестве.
В литературу пришел сравнительно поздно. Он напечатал свои стихи в “Зеленом сборнике стихов и прозы”, а в 1906 – опубликовал в крупнейшем символистском журнале “Весы” стихи из впоследствии знаменитых “Александрийских песен”, привлекших внимание Волошина. Кузмина причисляли то к символизму, то к акмеизму. В 1910 написал свою программную статью “О прекрасной ясности.

Заметки в прозе”, в которой декларировал “аполлоническую” концепцию искусства с присущими ей требованиями стройности, четкости, логики, чистоты стиля и строгости формы. Работая в поэзии, прозе и драматургии, Кузмин неизменно следовал этим требованиям, восходящим к пушкинской традиции. В 1907 он написал повесть “Крылья”, создавшую ему одиозную репутацию “поэта полового извращения”, и конфискованный сборник драматургических произведений “Три пьесы”. В 1908 вышел сборник стихотворений – “Сети”.

В 1910-е уделяет много внимания историческим “стилизациям” романов на современные темы (романы “Плавающие-путешествующие”, “Тихий страж”, повести “Мечтатели”, “Покойница в доме”, десятки рассказов). В августе 1912 вышла вторая книга стихотворений “Осенние озера”, третью часть которой составляли “Духовные стихи” и “Праздники Пресвятой Богородицы”. Далее следуют сборники стихов “Вожатый” (1915), “Нездешние вечера” (1921). Сборник “Параболы”, включающий стихи 1921 – 1922, вышел в Берлине.

Последний сборник стихов “Форель разбивает лед” появился в Ленинграде в 1929. Советская критика обошла ее молчанием. В 1915 публикует “Военные рассказы”, в 1919 – роман в 3-х книгах “Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро”.

После революции Кузмин остался в Петербурге, держась вдали от политических событий. С 1924 его постепенно вытесняют из литературной жизни. В его неопубликованных стихах проступали две новые темы: о прощении и надежде. Вокруг мэтра поэзии серебряного века сгруппировались теперь начинающие переводчики и филологи, сохранившие о нем благодарную память.

После 1929 в печати не появилось ни одной его книги. Он занимался переводами из Боккаччо, Апулея, Шекспира, писал по вопросам литературы, театра, живописи. Умер М. Кузмин в нищете 3 марта 1936 в Ленинграде.

Похоронен на Волковом кладбище.

Родился 6 (18) октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея Алексеевича Кузмина (1812-1886), мать была внучкой французского актера Офрена. Вырос в Петербурге, окончил консерваторию (ученик Н. А. Римского-Корсакова), выступал как композитор и пианист (впоследствии – как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои слова). Большое влияние на него оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу (долгое время Кузмин увлекался русским старообрядчеством).

Жил в Петербурге, поддерживал дружеские отношения с художниками группы “Мир искусства”. Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество.
Дебютировал в 1905 в полулюбительском “Зеленом сборнике стихов и прозы”, после чего творчество Кузмина вызвало интерес В. Я. Брюсова, который привлек его к сотрудничеству в символистском журнале “Весы” и убедил его заниматься прежде всего литературным, а не музыкальным творчеством. В 1906, в необычно для Серебряного века позднем возрасте 34 лет, выступил в “Весах” с первыми заметными стихотворной (цикл “Александрийские песни”) и прозаической (философски-публицистический роман “Крылья”) публикациями. В 1907 появились его следующие прозаические вещи (“Приключения Эме Лебефа”, “Картонный домик”), а в 1908 году вышла его первая книга стихов “Сети”, куда вошли также “Александрийские песни”.

Дебюту Кузмина сопутствовал громкий успех и сочувствие со стороны критиков-модернистов, в то же время роман “Крылья” вызвал скандал из-за первого в русской литературе нейтрального описания гомосексуальных чувств и отношений (впрочем, вполне целомудренного). Кузмин продолжал писать прозу до конца 1910-х годов, но его остальные романы, повести и рассказы, в основном искусно стилизованные под позднеантичную прозу или XVIII век, привлекли меньшее внимание критики, чем “Крылья”. Для стихов Кузмина характерен ряд постоянных образов (эллинистическая Александрия, французский XVIII век, русская религиозность), виртуозное владение формой (одним из первых разрабатывал свободный стих), особое внимание к детали.

Ряд черт его творчества сближал Кузмина с акмеистами, которые во многом вдохновлялись его программной статьей “О прекрасной ясности”, 1910; сам Кузмин, впрочем, к акмеистам не примыкал и относился ко многим из них иронически. Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. Некоторые свои стихи он клал на музыку собственного сочинения и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс “Дитя и роза” – несколько раз переиздававшийся нотным издательством “Эвтерпа”.

Этот романс прочно вошел в репертуар военного Петрограда и исполнялся многими артистами до конца 30-х годов. Послереволюционное творчество Кузмина (последний сборник – “Форель разбивает лед”, 1929) отличается усложненностью образов, исчезновением прежней “легкости” и “манерности”, отсылками к гностицизму, западноевропейскому экспрессионизму (в том числе и в кино). Кузмин умер в Ленинграде 1 марта 1936. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы “Римские чудеса” (сохранились две опубликованные главы), “Пропавшая Вероника”, известно очень мало стихотворений последних 7 лет жизни.

Кузмин – автор сборника критических статей “Условности” и обширного “Дневника”, известного уже современникам, но систематически начавшего издаваться лишь недавно. В 1920-1930-е годы Кузмин, как и многие писатели в советский период, зарабатывал на жизнь многочисленными переводами: среди наиболее заметных работ – “Метаморфозы” Апулея (перевод стал классическим), сонеты Петрарки, восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гете и Анри де Ренье; не все опубликовано, в том числе полный перевод “Дон Жуана” Байрона. Перевод (возможно, полный) сонетов Шекспира утрачен в годы войны. (1872-1936) – поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор.
Родился Кузмин в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и первый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания – в консерватории.
В 90-х – нач. 900-х годов активно занимался музыкой (романсы, оперные сочинения, музыка к собственным сонетам). В 1905 году дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму “История рыцаря Д’Алессио”.
На протяжении творческого пути Кузмин был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэтического авангарда (символизму, акмеизму, отчасти футуризму), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность.
Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вещным, земным проявлениям жизни – эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили отталкивание от эстетики символизма. В отличие от символистов, стремившихся к религиозно-творческому преображению жизни, Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Поэзия Кузмина лишена социальных обобщений, носит камерный характер.

Реальный мир в его поэзии и драматургии постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве (живописи, музыке, балете, театре).
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников – А. Ахматовой, В. Хлебникова. Его поэзия почти исключает использование метафор, необходимых символистам для сближения далеких смысловых рядов. Слово у Кузмина конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь “изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей” (Н.

Гумилев).
Как мастер изящной стилизации Кузмин выступил в авантюрных “жизнеописаниях” “Приключения Эме Лебе-фа”, “Подвиги великого Александра”, “Путешествие сэра Джона Фирфакса”. Его проза лишена психологизма, увлекательная фабула строится на изобретательном чередовании приключений и метаморфоз, испытываемых персонажами. Освобожденная от примет быта, социальной среды, насыщенная игровыми мотивами, проза Кузмина приобретает характер своеобразной занимательной мультипликации.

Наибольшей художественной ценностью в прозе Кузмина обладают его сказки.
Творческий путь характеризуется чередованием подъемов и спадов. Самым малопродуктивным в художественном отношении периодом его творчества стали 1913-1916 годы, когда он широко сотрудничает в бульварной периодике. После 1917 года творчество Кузмина заметно меняется.

В сборниках стихов “Вожатый” и “Нездешние вечера” появляются живые, безыскусственные интонации, впечатление теперь рождается от изящной точности названия.
Заметное место в наследии Кузмина занимают литературно-критические статьи и переводы. Самостоятельность эстетической позиции Кузмина проявилась в сочувственной критической оценке таких разнообразных литературных явлений, как “Городок Окуров” М. Горького, сборник “Вечер” А. Ахматовой, проза Б. Пастернака. Разнообразен и круг переведенных им произведений: проза Апулея и Боккаччо, сонеты Шекспира, произведения Реми де Гурмона, Д’Аннунцио и др.
Кузмин был активным участником музыкальной и театральной жизни Петербурга начала XX века. Он написал музыку к ряду постановок Александрийского, Суворинского театров, театра В. Ф. Комиссаржевской, им написаны оперетты “Забавы дев”, “Возвращение Одиссея” и др. Был членом художественного комитета и музыкальным руководителем мейерхольдовского “дома интермедий” в 1910- 1911 годах.

Писал комические балеты, оперетты, вокальные циклы.
Послереволюционное творчество Кузмина – пять книг стихов, проза, драматургия, критика – представляет интерес как самостоятельный и не менее важный этап литературной деятельности Кузмина и как малоизученная и плодотворная страница в истории русской поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Кузмин М. А. биография