Курт Тухольский



В жизни и творчестве Курта Тухольского (1890-1935) “левая меланхолия” приобрела трагическое звучание. После войны Роза Валетти исполняла его “Красную мелодию” с припевом, в котором были такие слова:

Генерал, тебе опять не дадут войну начать! Если ж не впрок красный урок, то берегись!

Курт Тухольский был одним из ведущих сотрудников журнала “Вельт-бюне”. Он резко критиковал Веймарскую республику, так как добивался подлинной демократии. Он считал, что, действуя вместе с “коммунистическими рабочими”, необходимо провести

национализацию тяжелой промышленности, а также радикальные реформы в области права и народного образования.

Он говорил о себе, что борется “в пять лошадиных сил”. Так он и назвал сборник своих произведений (1928), намекая на свое имя и четыре псевдонима – Каспар Хаузер, Петер Пантер, Теобальд Тигер и Игнац Вробель. Псевдонимы Тухольского в известной мере отражают многогранность его дарования.

Он прекрасно владел мастерством рассказчика (“Рейнсберг, картинки для влюбленных”, 1912; “Замок Грипсхольм”, 1931), писал злободневные баллады, лирические шансоны, сатирические фельетоны и репортажи

(“Пиренейская книга”, 1927). Всего им написано около 2500 произведений. Истоки его стиля следует искать в меткой речи, во всем строе мыслей простых берлинцев.

Но разнообразие псевдонимов свидетельствовало и об углублявшемся душевном разладе.

Он был действительно “левым” поэтом. Он сотрудничал с газетой “Арбайтер иллюстрирте цайтунг”, которую выпускала КПГ. Он написал прекрасные стихи о повседневном героизме людей труда (“Руки матери”, “Вопросы жене рабочего”). Он считал, что “сплочение радикальной интеллигенции с КПГ есть благо и счастье”.

Но, несмотря на все эти заявления, Тухольский оставался таким “радикалом”, который проводил решительную границу справа от себя, но видел и “границу слева от себя, …где неуемные марксисты пытаются с помощью безусловно великой теории исцелить все недуги”.

Эта раздвоенность, позиция одинокого бойца меж двух фронтов стала причиной тоскливых настроений, которые все отчетливее заявляли о себе к концу 20-х годов. В стихах Тухольского звучали сарказм и тоска, как, например, в стихотворении, открывающем сборник “Улыбка Моны Лизы”:

Ах, Лизонька, средь глупой суеты, кто знает жизнь, не спорит, не кричит, а складывает руки, будто ты, и, улыбаясь про себя, молчит.

Подобная “жизненная философия” заставляла поэта отворачиваться от актуальных тем. Начиная с 1929 года Тухольский жил в основном за границей. После 1933 года он высказывал опасение, что антифашистское сопротивление может оказаться бессмысленным.

В конце концов он умолк как писатель и поэт, а 21 декабря 1935 года покончил жизнь самоубийством.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Курт Тухольский