Кульминация драмы Островского “Бесприданница”
Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились как соперники “блестящий барин” и жалкий, хотя и задиристый мелкий чиновник. Поединок между ними возникает неожиданно и, очевидно, независимо от намерений героев, но Паратов идет на этот поединок охотно.
Он пользуется случаем, чтобы унизить, уничтожить Карандышева в глазах Ларисы, и в то же время предстать перед нею в выгодном для себя свете, – в образе сильного, мрачного и великодушного
Я еду-еду, не свищу, а наеду – не спущу”.
Сцена ссоры Паратова с Карандышевым сюжетно непосредственно связана с последующими событиями. В конце действия мы узнаем о замысле Паратова поте; шиться над Карандышевым. Он посвящает в свои планы Вожеватова и Робинзона.
В чем же заключается этот заговор и как он осуществляется? При помощи Робинзона купцам удается подпоить Карандышева, как они издеваются над ним, ставят его в смешное,
Выбор пал на Карандышева потому, что тот, не имея ни богатства, ни чинов, попытался встать с ними на равную ногу, вообразил себя хозяином жизни. В основе взаимоотношений именитых купцов с людьми более низких общественных слоев лежит самодурный принцип диких: “Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”, и лишь способы надругательства над человеком стали более утонченными.
Измываясь над Карандышевым, купцы совершенно не считаются с Ларисой. “Да ведь они меня терзают-то”, – восклицает Лариса, и мать вполне резонно ей отвечает: “А кому нужно, что ты терзаешься”.
Состояние Ларисы ярко раскрывается в одиннадцатом – двенадцатом явлениях.
Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей мучительно стыдно своего жениха.
Кульминация драмы – решение Ларисы ехать на пикник за Волгу. Что же заставило ее сделать такой решительный шаг? Прежде всего – отчаяние.
Мечты о спокойной семейной жизни разбиты. Выйти замуж за Карандышева Лариса уже не может. “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не действует”, – скажет она Паратову в четвертом действии.
С другой стороны, Паратов продолжает искушать Ларису. Он намекает на возможность счастья: “Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет, благородные чувства (еще шевелятся в душе моей.
Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут… Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью”.
Как азартный игрок, Паратов идет ва-банк: “Я. завтра уезжаю”. И далее: “Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах – поедемте!” Темп сцены постепенно нарастает.
Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. А Кнуров и Вожеватов? Какую роль они сыграли в судьбе Ларисы?
Мы были свидетелями того, как планомерно готовил Кнуров почву для своей победы, как хитро и тонко плел он свою паутину. В его расчеты входил и разрыв Ларисы с Карандышевым, и поездка за Волгу. Он заранее предвидел, чем кончится эта поездка. Он ждал.
Разочарования, которые пережила Лариса, должны были сломить ее гордость, поставить в безвыходное положение. Теперь его время пришло. Но прежде, чем действовать, нужно развязать себе руки, устранить возможного соперника.
Что же предпринимает Кнуров?
Раньше, в средние века, ради дамы своего сердца рыцари сражались на турнирах, теперь все человеческие отношения упростились. Ларису разыгрывают в орлянку. В этом эпизоде проявляется крайний цинизм отношения купцов к женщине, к человеку.
После того, как Кнуров сделал предложение идти к нему на содержание, Лариса некоторое время неподвижно сидит на скамейке. В ее голове постепенно зреет мысль о самоубийстве. Она медленно поднимается со скамейки, как привидение, ждет через сцену к решетке, осторожно наклоняется над бездной, смотрит вниз и тут же “крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает”. Речь ее становится нервной, импульсивной, порывистой: “Ой, ой!
Как страшно! Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай!” Лариса пытается убедить себя в том, что “жить нельзя и не нужно”, но сила жизни сильнее этого холодного голоса рассудка. В глубокой душевной депрессии она “подпирает голову рукой и сидит в забытьи”.
И вот в этот момент появляется Карандышев. Он ведет себя как человек, имеющий право решать судьбу Ларисы: “Да, она виновата, – говорит он Робинзону, – но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться”. Лариса для Карандышева, как и для других героев, игрушка, “вещь”, и он предъявляет свои права на нее: “Я беру вас, я ваш хозяин”.
Когда же Лариса оказывает противодействие этим притязаниям, Карандышев убивает ее.
В ходе развития сюжета намечалось несколько вариантов развязки: Лариса выйдет замуж за Карандышева; станет содержанкой Кнурова; кончит жизнь самоубийством.
Избранный Островским вариант в наибольшей степени соответствовал духовному облику Ларисы и раскрывал безысходность ее положения. Наделенная чуткой душой, горячим сердцем, Лариса “любви искала и не нашла… а ведь так жить холодно”.
Следовательно, трагическая развязка неумолимо вытекает из характеров героев и того положения, в которое они поставлены. И все же наш интерес к развитию действия не ослабевает до конца, а предложенный вариант развязки воспринимается как трагический парадокс: намеревавшийся быть защитником Ларисы Карандышев становится ее убийцей.