Кто виноват в том, что “потускнели неба глаза голубые”? (ЕГЭ по русскому)

(С, Л: возможно вступление, задающее тон рассуждению). Оглянись вокруг себя. Прямо сейчас внимательно посмотри в окно.

Что видишь ты? Лазурное небо, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег… Нас окружает природа – носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. “Великой Матерью” называет природу Ф. Тютчев, готовую отдать все любимым детям… Чем мы отвечаем на ее заботу?

Бесчувствием… И… “тускнеют неба глаза голубые”… (должна быть сформулирована проблема рассуждения: Чем мы отвечаем

на ее заботу?)

Проблема равнодушного отношения к природе (С, Л: сужение проблемы рассуждения) поднимается в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. П. Астафьева, Л. М. Леонова, В. Г. Распутина.

Они не только показывают картины варварского отношения человека к миру вокруг себя, но обращают наше внимание на нравственные аспекты такого отношения. (Л: новый абзац) В рассказе В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?” (Ф) взрослый человек, прошедший всю войну, много раз бывавший на краю гибели и стрелявший по врагу, (V) признается в давнем детском проступке, (V) глупой и жестокой мальчишеской забаве – охоте

на живое с палкой, рогаткой, хлыстом. Герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть израненую (/нн) птицу, но сердца его не хватило, чтобы понять бессмысленность и жестокость поступка, “ужаснуться себя”.

Этот “запоздалый ужас” от содеянного преследует его всю дальнейшую жизнь. В. П. (Ф) Астафьев этим рассказом подчеркивает: обрекая природу на смерть, человек губит и самого себя. (С, Л: вывод по первой микротеме + логический переход ко к следующему абзацу)

Как спасти природу-Мать в самом себе? Как сделать так, чтобы глаза Матери-Природы сияли счастливо, покойно?.. Через совесть, раскаяние. (Л: новый абзац) В. П. Астафьев в рассказе “Царь-рыба” (сб. “Царь-рыба”) показывает поединок выдохшейся, измученной рыбы с человеком, их битву не на жизнь – а насмерть. (/) Во время этого поединка герой рассказа впервые услышал свою душу и понял, что перед ним не просто рыба.

Это сама Мать -Природа-Судьба напоминает ему об ошибках прожитой жизни. Игнатьич, “…не владея ртом, но все же надеясь, что кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: “Гла-а-аша, прос-ти-и-и…”. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) И когда рыба отпускает его, Игнатьич чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течении (/) всей жизни. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и всем нам. И через такое очищение должен пройти каждый человек, чтобы возродиться духовно, чтобы понять печаль Природы-Матери и принять ее в свое сердце.

Построить жизнь по законам добра и красоты. С, Л: вывод по второй микротеме + логический переход ко к следующему абзацу)

А легко ли построить жизнь по законам добра и красоты? Нет, нелегко, так как добро и красота беззащитны. “Без красоты как же можно? Без красоты, как без праздника, – любил повторять герой романа Б. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” Егор Полушкин.

В лесу, на берегу озера, ему хотелось ” зачерпнуть ладонями и бережно принести” эту красоту людям. Он очень хотел, “чтоб ласково всем было, чтоб солнышка всем вдосталь”, чтоб люди жили в мире и согласии “с землей-матушкой, с лесом-батюшкой, речкой-сестричкой”. Чтобы глаза Природы-Матери сияли…. С, Л: вывод по третьей микротеме + логический переход ко к следующему абзацу)

Была у Егора мечта сделать черное озеро лебяжьим! Не получилось. Не стало мрачное озеро храмом души: не дали злые люди.

Но, умирая, герой повести прощает своего убийцу и произносит слова-напутствие остающимся жить: “От добра добро родится. От добра… Не знал бы – казнил, а знаю – и милую”. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

Не случайно и само название повести. Это горячий призыв, сердечная просьба Б. Васильева ко всем нам: “Не стреляйте в белых лебедей!”. Остановитесь, люди, вспомните, что пере вами живая душа, которая имеет право на жизнь, счастье и покой. С, Л: вывод по четвертой микротеме + логический переход ко к следующему абзацу) . (Л: новый абзац) Мы часть природы, и если мы будем следовать “закону жизни”: осознавать это единство и равенство, научимся любить “без памяти” (А.

Платонов), чувствовать “какую-то непонятную вину” (Ф. Абрамов),- значит (V) “не погаснут неба глаза голубые”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Кто виноват в том, что “потускнели неба глаза голубые”? (ЕГЭ по русскому)