“Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Отвлечемся на миг от сатирической структуры романа. Забудем про могущественного Воланда и его соратников, про таинственные происшествия, грянувшие на Москву, пропустим прекрасную вставную “поэму” о Понтии Пилате и Иисусе из Назарета. Просеем роман, оставив бытовую реальность.
Начинающий писатель пишет историческую повесть религиозного содержания. В то же время он знакомится с Маргаритой и они влюбляются друг в друга. Скромный, почти нищенский быт и яркие чувства.

И творчество.
Наконец плоды этого творчества доведены до литературной

общественности столицы. Той самой общественности, которая устраивала травлю самого Булгакова: кто из зависти к его таланту, кто по наущению “компетентных органов”. Реакция естественна – ушаты грязи, замаскированной под “доброжелательную” критику.
У Мастера депрессия. Его помещают в психоневрологическую больницу. Маргарита в полном отчаянии, она готова продать душу дьяволу, чтоб вернуть любимого.
Вот такая, типичная для того жестокого времени, простенькая история. Все остальное – воображение. Воображение, воплощенное в реальность.

Исполнение желаний.
И совсем не странно,

что справедливость восстанавливает не дедушка Бог, а черные силы, низвергнутые с небес, но оставшиеся ангелами. Те, кто чтит светлого мученика Иешуа, кто может оценить высокие чувства и высокий талант. Не странно, потому что Россией уже правят “нечистые” самого низкого пошиба.
Именно Любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Маргариту к Воланду. Именно Любовь вызывает уважение Воланда и его свиты к этой женщине. Перед Любовью бессильны самые темные силы – они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу.
Реальность жестока, чтоб воссоединиться душами, надо покинуть тела. Маргарита с радостью, как обузу, как старое белье, сбрасывает тело, оставляя его гнойным выродкам, управляющим Москвой. Усатым и безусым, партийным и беспартийным.
Теперь она свободна!
Любопытно, что Маргарита “появляется” лишь во второй части. И сразу следует глава 20: “Крем Азазелло”. Помните – “Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся… “. Тут особенно ярко проявляется мечта писателя о свободе. Сатира перерастает в аллегорию.

Поступки Маргари-ты-ведьмы отчасти мстительны, они выражают брезгливое отношение Булгакова к тем приспособленцам, которые заняли теплые места в писательской мастерской, к литературным приспособленцам. Тут можно найти сходство с “Театральным романом” – прототипы, осмеянные Булгаковым, среди писателей и среди театралов конкретны и давно установлены.
Начиная с двадцатой главы, фантасмагория нарастает, но тема любви звучит все сильней, а Маргарита уже не просто влюбленная женщина, – она – королева. И она пользуется королевским саном, чтоб прощать и миловать. Не забывая о главном – о Мастере.
Чтоб освободиться, следует выпить яд. Как не усмотреть идентичность трагедии Шекспира и романа Булгакова. И там и тут влюбленные выпивают отраву и умирают в объятьях друг друга.
Но это не единственное сходство романа. Мастеру “примерно 38 лет” – Булгакову было 38 лет к маю 1929 года, к моменту завершения первой редакции книги. Как и Мастер, Булгаков сжег первую редакцию романа “Мастер и Маргарита”.
Автобиография? Мечта о свободе?..
Булгаков преподносит нам уроки смелости, мудрости, предупреждения об опасности философии насилия. Он учит нас бороться за свои идеалы, за право любить и ненавидеть.
В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка, художник не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу.

Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей. Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи.

О личности свободной, способной на высокие чувства.
И, кроме всего прочего, о любви. Не зря вторая часть романа начинается со слов: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)