КТО НАУЧИЛ НАС “ВЛЮБЛЯТЬСЯ”
КТО НАУЧИЛ НАС “ВЛЮБЛЯТЬСЯ”
Оказывается, вплоть до 1791 года в русском языке не было, например, слова “влюбленность” и еще десятка названий и наименований самых что ни на есть прекрасных чувств и эмоций. И их пришлось вводить – твердой, властной рукой бесстрашного русского писателя. Преодолевая многочисленные насмешки и язвительную полемику, между прочим.
В это, конечно, трудно поверить, и все же…
Когда в 1790 году молодой, но очень талантливый русский путешественник Николай Михайлович Карамзин возвращался из Европы,
Битые-перебитые жестокими монголами, тысячи раз обманутые вельможами да боярами, на дыбе вздернутые беспощадными опричниками, приученные молиться и са- моуничижаться, забывать о себе во имя Бога, Царя и Отечества…
Как бы научить их любить, радоваться, смеяться, плакать от радости? А то ведь одни слезы, одно покаяние, одно нравоучение, от Несторовой
Это было в новинку – рассказывать простым, понятным языком о простых, понятных чувствах. Бедная Лиза, которая всей душой полюбила Эраста и тут же отдалась ему безо всякого венца и материнского соизволения… Бедный Эраст, который не оттого бросил Лизу, что был подлец, а оттого ее бросил, что был слаб и ветрен.
Когда Карамзин взялся описывать чувства человека, он вдруг обнаружил, что слов-то ему – не хватает. Ну нет такого слова, которым можно назвать вспыхнувшее в одну минуту чувство невероятного любовного притяжения. Или желания быть всегда рядом.
Или стремления прийти на помощь к любимому.
Оно и не удивительно: не нужны были русской литературе прежде такие слова. Там и всех-то любящих: Петр и Февронья Муромские, плачущая Ярославна да добродетельная Софья из фонвизинского “Недоросля”.
Пришлось изобретать.
Именно Карамзин ввел в русский язык слова “влюбленность”, “ответственность”, “человечность”, “благотворительность”, “вольнодумство”, “утонченность”, “первоклассный” – все добрые и нужные слова, без которых раньше как-то обходились.
Так человек научил целую страну влюбляться и отвечать друг за друга.
Так что нет ничего невозможного для доброго слова.
- Хемингуэй. КТО НАУЧИЛ РАЗГОВАРИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ КТО НАУЧИЛ РАЗГОВАРИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ Передать на письме чужую речь – та еще задача! Сколько раз вы спотыкались о неестественный диалог в хорошей книжке? Не сосчитать? Действительно, не Сосчитать. А попробуйте-ка сами записать, скажем, обыкновенный свой диалог с соседом по подъезду. Выйдет или непонятно, или фальшиво, или скучно, или неправда. Несмотря на то, что мировая […]...
- Чему научил меня “Гранатовый браслет” Куприна Наверное, каждый, кто прочитал эту повесть А. И. Куприна, не остался равнодушным и, конечно, скажет, что эта книга про любовь. Большую любовь. Трагическую любовь. “Сильную, как смерть, любовь”. Но про любовь можно читать с увлечением, говорить с уважением, смотреть, как на что-то чудесное и неповторимое, а научиться ей, как математике, наверное, нельзя. Это – за […]...
- Сочинение на тему: “Чему меня научил рассказ “Уроки французского” Каждое литературное произведение может научить читателя чему-то полезному, что не узнаешь просто из жизни. Человеческая жизнь далеко не всегда является разнообразной и такой, которая включает всю гамму человеческих переживаний и жизненных проблем. Поэтому, чтобы понять определенные жизненные истины, порой необходимо прочитать что-то. Вот я, к примеру, давеча прочел рассказ Валентина Распутина под названием “Уроки французского”, […]...
- М. И. Карамзин – краткая биография Карамзин Николай Михайлович – русский писатель, историк, журналист. Родился 1 декабря (12 декабря) 1766 года в Симбирской губернии. В детстве любил много читать. Читал в основном старинные романы. Рос и воспитывался Карамзин в имении своего отца, там же получал домашнее образование. В 1778 г. поступил в пансион профессора Шадена в Москве. Там продолжил свое образование, […]...
- Реформа литературного языка Карамзина Так называемая реформа литературного языка, проведенная Карамзиным, выразилась не в том, что он издал какие-то указы и изменил нормы языка, а в том, что он сам стал писать свои произведения по-новому и помещать в своих альманахах переводные произведения, также написанные новым литературным языком. Читатели знакомились с этими книгами и усваивали новые принципы литературной речи. Карамзин […]...
- О жизни и творчестве Н. М. Карамзина Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором “Московского журнала”, уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801). В 1792 году он […]...
- Карамзин и русский быт Н. М. Карамзин с особой любовью описывает русский быт. Мы узнаем о том, как проходил день боярской дочери, чем занимали себя девушки, как развлекались. Описаны некоторые русские обычаи, например, боярин Матвей после обеда регулярно спит, причем располагается на дубовой лавке. Переданы детали одежды, предметов туалета, назван часто их цвет, размер. Автор также рассказывает о значении […]...
- Сочинение на тему: образ маленького человека, Карамзин Наряду с образами героя времени в русской литературе всегда присутствовал и образ прямо ему противоположный – образ человека “маленького”, заурядного, ничем на первый взгляд не выдающегося. Особенно была внимательна к этому типу реалистическая литература, отчетливо сознавая, что жизнь творят не только выдающиеся личности, воплощающие в себе квинтэссенцию своего времени, но и вечно существующий незаметный человек […]...
- Роль знака тире в прощальной сцене Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: “Лиза рыдала […]...
- Размышления о “Бедной Лизе” Карамзина Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который возвышался над Москвой-рекой. Сюда Карамзин приходил читать любимые книги. Здесь у него возникла мысль написать “Бедную Лизу” […]...
- Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес (Цветаева Марина Стихи) Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, […]...
- Краткое содержание История государства Российского в сокращении по томам (Карамзин Н. М.) Источником исторических фактов для автора служили древние летописи. Некоторые из них в научный оборот им были введены впервые. Например, именно Карамзин нашел Ипатьевскую летопись. Чтобы не утяжелять свой связный рассказ, многие детали и подробности Карамзин вынес в отдельный том для примечаний. Именно они были особенно ценны для науки. Карамзин в предисловии своей книги отмечал особую […]...
- Сочинение на тему: “Творчество Н. М. Карамзина” Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд “История государства Российского” и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь […]...
- Н. М. Карамзин – писатель-гражданин и император Верный своему пониманию высокой общественной миссии писателя, Н. М. Карамзин проявлял незаурядное гражданское мужество в отношениях с властями. В марте 1811 г. он вручил императору Александру I записку “О древней и новой России”, в которой изложил свой взгляд на общественно-экономическое положение страны. Записка содержала неслыханно резкую критику внутренней и внешней политики императора. Опираясь на факты, […]...
- Обзор творчества Н. М. Карамзина 1. Карамзин-историк. 2. Карамзин и русский сентиментализм. 3. Поэтическое наследие писателя. 4. Публицистика Карамзина. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Н. М. Карамзин. “История государства Российского” Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в […]...
- Биография Карамзина Николая Михайловича Родился в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин проучился некоторое время, а в 15 лет поступил на действительную военную службу. Военная служба не соответствовала внутренним склонностям юноши, ему хотелось посвятить […]...
- Особенности творчества Н. М. Карамзина В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина. Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и […]...
- Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом […]...
- Анализ стихотворения Н. М. Карамзина “Осень” Смысл стихотворения “Осень” в раздумьях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в “Осени” сравнивается с человеческой жизнью, которая также переживает пору цветения, молодости, зрелости, увядания и смерти. Три последние строфы надо понимать так, что, несмотря на такое соответствие между природой и человеком, природа каждую весну возрождается, в то […]...
- Карамзин-поэт Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) не был по-настоящему талантливым поэтом, и тем не менее его стихи (а не только публицистика, проза и историография) оставили заметный след в русской литературе, произвели сильное впечатление на современников, создали “моду”. Дело в том, что Карамзину удалось в концентрированной форме выразить в своей поэзии новое, но в то же время подспудно […]...
- Русский язык необыкновенно богат (сочинение-рассуждение) “Слово – полководец человечьей силы…” В. В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – […]...
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? Жизнь часто заставляет человека делать сложный, но необходимый выбор между чувствами и разумом. Каждый час и день своего существования человеку приходится решать, что для него в приоритете. Я считаю, что решение следует принимать, принимая во внимание и чувственную, и рациональную сторону. Только разум или только чувства не дадут правильного решения проблемы. Разве получится что-то хорошее, […]...
- Главная тема повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город – источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: “Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби”. Карамзин не […]...
- Сочинение на тему: “бедная лиза” Такое направление в русскую литературу, как сентиментализм, пришло из Франции. Главным образом оно направлено на описание проблем человеческих душ. В своей повести “Бедная Лиза” Карамзин рассказывает о любви между представителями разных сословий. Лиза – крестьянка, Эраст – дворянин. Девушка проживает вместе с матерью неподалеку от Москвы, подрабатывает продажей цветов, где и познакомилась с представителем дворянства. […]...
- О русском сентиментализме Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век […]...
- Сочинение по повести Тургенева “Ася” В своем творчестве великий русский писатель, проявил себя как прекрасного художника и очень чуткого психолога, способного раскрывать и описывать очень яркие, жизненные и запоминающиеся образы людей. В 1858-ом году в журнале “Современник” была опубликована его повесть “Ася”, в которой он проявил свои разносторонние таланты наиболее всего. При этом, сам писатель позднее вспоминал о том, как […]...
- Анализ стихотворения Карамзина “Осень” Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в лучших традициях европейского сентиментализма. Карамзин с юности увлекался немецкой и французской литературой, мечтая проявить себя на этом поприще, однако по желанию отца вынужден был строить […]...
- Биография Карамзина Николай Михайлович Карамзин – русский литератор, историк, издатель, основоположник русского сентиментализма. Создатель “Истории государства Российского” и ряда известных художественных произведений. Юность Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в Симбирске в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный […]...
- Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления – сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести “Бедная Лиза” проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. […]...
- “О любви к отечеству” Н. М. Карамзина В первом сочинении Карамзин, прежде чем говорить о счастливейшем времени жизни, задается вопросом: да есть ли полное счастье на земле? И опровергает сначала мнение Цицерона, хвалившего старость, и Жан Жака Руссо, считавшего младенчество счастливейшим временем жизни, а потом мнения Лейбница и Попа, доказывавших, что все в мире прекрасно и ведет к лучшему. Карамзин не соглашается […]...
- Рецензия на произведение Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения – любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение. Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде […]...
- Значение старых слов в произведениях Карамзина Престольный град – город, в котором находится престол (трон царя, монарха). Москва белокаменная – в Москве много построек действительно было из белого камня. Великий хлебосол – человек, который всегда рад гостям, принимает их с удовольствием, всегда обильно угощает (встречает хлебом-солью). Слуга царский – человек, который подчиняется царю, преданно ему служит. Кипарисы супружеский любви – человек […]...
- Богатство русского языка Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия. Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких […]...
- “Бедная Лиза” – “Первое национальное произведение” (по повести Н. М. Карамзина) Николай Михайлович Карамзин – представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность – так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, […]...
- Герцен А. И. ЕЩЕ РАЗ О БАЗАРОВЕ ЕЩЕ РАЗ О БАЗАРОВЕ Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить упрямого сына, тем свободнее перенес на него свой идеал. Это не личный идеал, […]...
- Сочинение на тему “Письмо ветерану” Здравствуйте, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Ежегодно весь русский народ празднует значимую для всех нас дату – 9 Мая – День Победы над фашистами. Этот праздник подарили нам Вы, благодаря своему героизму, мужеству и смелости. Только благодаря Вашему беспримерному подвигу мы живем, радуемся и не знаем тех бед, что пришлось пережить Вам. Мы понимаем, через […]...
- Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина “Меланхолия. (Подражание Делилю)” (1800) – стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это – меланхолия, особое душевное состояние, промежуточное между горем и радостью: О Меланхолия! нежнейший перелив От скорби и тоски к утехам наслажденья! Веселья нет еще, и […]...
- Основной характер поэзии Карамзина Сам Карамзин так сформулировал задачу поэта: “Он верно переводит все темное в сердцах на ясный нам язык, Слова для тонких чувств находит” (“Послание к женщинам”). Дело поэта – выражать “оттенки разных чувств, не мысли соглашать” (“Протей”). В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание; природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе […]...
- Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена! (мини-сочинение) Любовь, в моем понимании, это великое, святое чувство, которое может испытывать человек, наивысшая награда, данная нам Богом. А в одном из предположений И. А. Бунина : любовь – это, когда хочется того, чего нет и не бывает, с чем я тоже абсолютно согласна. Насколько сильным нужно быть человеком, чтобы пережить неразделенную любовь? Держать или отпустить? […]...
- История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. […]...