Крупин Владимир Николаевич русский прозаик

Родился 7 сентября одна тысяча девятьсот сорок первый в Салтыков Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им.

Н. К. Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях “Прости, прощай…

” (1986) и “Курс молодого бойца” (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах,

преподавал в школе.

Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала “Новый мир”, главным редактором журнала “Москва” (тысяча девятьсот восемдесят девятый-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала “Благодатный огонь”. Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина – автора “деревенской прозы” – проявилось в рассказах и повестях, в т.

Ч. в сб. “Зерна”, повести “Варвара”, “Ямщицкая повесть” (все одна тысяча девятьсот

семьдесят четвертый), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о “соборном” равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть “Живая вода” (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 – начала 20 вв.

Социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки – алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление “живой водой”. Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах “Сороковой день” (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта – “Тринадцать писем”, до 1987), повесть “Боковой ветер” (одна тысяча девятьсот восемьдесят второй), “Повесть о том, как…” (1985) и др.

, проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина – чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую “лейтмотивному” для Крупина злу – лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема “малой родины” в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов “Вятская тетрадь” (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве – с рассказом о судьбах интересных людей.

Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, “нешумного” бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала – над поиском материальных благ, проявляется и в повести “На днях или раньше” (тысяча девятьсот семьдесят седьмой), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе “Картинки с выставки” (1979) и в повести “От рубля и выше” (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности. С началом “перестройки” Крупин активно выступает с “государственно-патриотических” позиций – и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание о нравах “больной”, ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде – “Спасение погибших”, одна тысяча девятьсот восемьдесят восемой; повесть “Прощай, Россия, встретимся в раю”, 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в. , когда в отчизне Крупина установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, – мысль, питающая повесть “Как только, так сразу”, 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах “духовной оппозиции” “Наш современник” и “Москва” – “Крест и пропасть”, “Горе горькое” – о расстреле парламента в октябре 1993; “До чего, христопродавцы, вы Россию довели… “, очерк “Крестный ход” и др. ). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.

П. , культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий “западные” ценности – прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и “масс-культуру” (рассказ “Янки, гоу хоум!”, 1995, и др. ), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей (“Свет любви”: Книга прозы, 1990; составление сб. “Мы строим дом”: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть “Великорецкая купель”, 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию (“Слава Богу за все”: Путевые раздумья, 1995, и др.). “…Запомните четыре правила: первое – лить полную, иначе родителей не почитаешь, второе – пить до дна, иначе остается горечь, третье – взяв стопку в руку, обратно не ставить, а то память отшибет, четвертое – долго поднятую не держать: рука отсохнет…

” Цитата из “Повести о том, как… ” “А Мои рукописи горят…” (Интервью с Владимиром Крупиным.

Беседу вел Вячеслав Руямнцев)

“Повесть о том, как…” (64 K) – 30 сентября 2002 Повесть “Варвара” (31 K) – 3 октября 2002 Повесть “Как только, так сразу” в библиотеке Максима Мошкова Ссылки в интернете: Владимир Крупин. Рассказ “Ловцы человеков”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Крупин Владимир Николаевич русский прозаик