Круглый стол, который не нужен

В редакцию пришло приглашение. Серьезное. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы приглашал принять участие в заседании круглого стола “Современная литература и проблема формирования духовно-нравственного облика”.

Мероприятие было намечено в рамках выставки “Православная Русь”, проходившей в Манеже.

В самом приглашении было сказано:

“В центре внимания участников круглого стола – вопросы влияния современной литературы на формирование духовно-нравственного облика российского гражданина”.

Были

обозначены и эти самые “дискуссионные вопросы”:

“Роль церковной литературы и издательской деятельности в духовно-нравственном просвещении массового светского читателя в России;

Российская литература как инструмент выработки национальной идеи в многонациональной Российской Федерации – на основе принципов равенства, толерантности и соблюдения культурно-исторических традиций”.

Назван круг приглашенных к выступлению: протоиерей Владимир Соловьев, руководитель Издательского совета РПЦ; писатель Сергей Есин; главный редактор “Литературной газеты” Юрий

Поляков; ответственный редактор газеты “Церковный вестник” Сергей Чапнин; Альберт Лиханов, “писатель, академик РАО, председатель Российского детского фонда”; писатель Борис Екимов…

Надо полагать, вышеназванные деятели нашего духовного обеспечения свое участие подтвердили, хотя, правда, С. Н. Есин в приглашении был назван “ректором Литературного института”, при том, что уже несколько лет в этой должности работает
Б. Н. Тарасов, известный исследователь русской и европейской философской мысли.

Так или иначе, на этот “круглый стол” ваш покорный слуга отправился с немалыми ожиданиями. Обладая определенным скепсисом по отношению не только к заявленным вопросам, но и к самим их формулировкам, надеялся все же, что живая дискуссия поможет и мне прояснить положение вещей, может быть, даже несколько укротить свой пессимизм.

Увы! Несмотря на некоторое запоздание с открытием мероприятия, ни один (!) из вышеназванных выступающих не пришел. Что это?!

Недоработка организаторов? Едва ли. Технически все было в порядке, и даже микрофоны работали без свиста и перебоев.

Есть предположение. Одно дело – предаваться общим рассуждениям о духовности и нравственности, и совсем другое – высказать конкретные суждения о том, как все это формировать, воспитывать, укреплять и т. д. Наш великий русский язык словно сопротивляется рассуждениям на эти темы, не разрешает предаться суесловию. Вот и предполагаемые выступающие, по размышленьи зрелом, решили от суесловия воздержаться.

Чем же все завершилось? Тем, что я оказался одним из выступающих.

Впрочем, нет худа без добра. Изложил свои взгляды на духовно-нравственное просвещение. Рассказал о тех проблемах, которые есть в преподавании литературы, о неуклюжих попытках внедрить в школу административно задуманный и организованный курс “Основы православной культуры”, в то время как восстановление литературы в ее правах даст возможность словеснику все необходимое для полноценного религиозного просвещения учеников, разумеется, в рамках светской культуры (церковь у нас все же отделена от школы).

Также на этой импровизации под видом круглого стола я узнал, что модное ныне словцо толерантность давным-давно используется биологами и экологами. Для них толерантность – это “способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них”. По-моему, очень красноречиво!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Круглый стол, который не нужен