“Крошка Цахес на прозвище Циннобер”. Специфика романтизма Гофмана
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману Современники вспоминали его таким:
“…В нем была внешняя резкость: резкие движения, острые, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка”.
“…Он говорил очень быстро и вдруг замолкал”.
“…Он был не такой, как все, будто сотканный из противоречий: мягкий, кроткий взгляд – и ироническая улыбка, добрый юмор – и злая ирония”.
“…Друзей
Кто он, этот неистовый мужчина, единственный такого рода писатель в мировой литературе, с поднятыми бровями, с загнутым книзу тонким носом, с волосами, которые всегда поднимались на дыбы? Есть свидетельства, что писать, он так боялся того, что просил жену сидеть с ним рядом. Что же такого он писал, чтобы ощущать страх перед изображаемым?
Именно над этим вопросом мы сегодня задумаемся и попробуем найти ответы. (Ученики записывают тему урока и эпиграф к нему).
II. АКтуализация опорных знаний.
1. Проверка домашней
Ученики делают краткое сообщение содержания сказки-новеллы.
2. Работа с “Дневниками двойных заметок”
Ученики по желанию зачитывают свои записи, одноклассники дают свои комментарии к фразам, которые зачитываются.
III. РАбота над текстом произведения “Крошечка Цахес”.
1. Словарная работа.
Филистер, – самодовольный, ограниченный человек с мещанским мировоззрением и ханжеским поведением; мещанин, обыватель.
2. Индивидуальная работа.
Задача: найти и выписать в тетради примеры реального и фантастического в произведении. Объяснить свои записи. На выполнение задачи – 5 минут.
Беседа.
Как вы думаете, с какой целью автор соединил в произведении реальное и фантастическое? (Фантастика служила писателю средством понимания условностей жизни. В произведениях Гофмана, который открыл двойственность человеческой натуры, нередко происходит раздвоение личности персонажа. Противоречия материализуются в творческом сознании в образах двойников.)
Кого из героев можно назвать главным? Назовите основные черты его характера. Какой является его фигура: фантастической или реальной? (В новелле главный герой – студент Балтазар. Он принимает участие в реальной борьбе против политического деспота и тирана.
Балтазар – поэт, сочиняет стихи о соловье и розе, вкладывая в поэтические образы пылкую страсть к красавице Кандиде. Не имеет значения, насколько талантливые произведения Балтазара, а важно, что ему присуще поэтическое мировосприятие, что наедине с природой он ощущает состояние блаженного волнения. Автор наделил своего героя даром прозорливости.
Он – поэт, но видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудило Балтазара признать безобразного мерзавца и карьериста достойного славы лицом. В фигуре Балтазара нет ничего фантастического, его жизнь является реальной, таким есть и он сам).
3. Составление коллективной характеристики филистеров
И мечтателей.
Учитель. Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей “не от мира сего”. Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя.
На какие категории делятся герои этого произведения? Составьте таблицу героев.
Филистеры | Мечтатели |
Беседа.
Чем отличаются филистеры от мечтателей? Кто, на ваш взгляд, воплощает черты авторского идеала? Как повлиял фольклор на творчество Гофмана в целом? Какое значение имеет образ-символ золотых волос?
Кто подвергается чарам, а кто – нет? Почему?
Найдите в тексте описание малыша настоящего и каким его видят филистеры. (“…То, что на первый взгляд можно было целиком воспринять за взбалмошно скрученный обрубок дерева, было ни что иное, как обезображенный малыш каких-то две пяди ростом, который до сих пор лежал в коробе поперек, а теперь вылез и барахтался в траве.
Голова у урода глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыква, а сразу же от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, итак весь он был похож на раздвоенную редьку. На лице невнимательный глаз ничего бы и не разглядел, но, присмотревшись внимательнее, можно было заметить длинный острый нос, который высовывался из-под черного чуба, пара маленьких черных глаз, которые блестели на сморщенному, как у старика лице,- чудище, да и только…”).
3. Беседа.
Черты романтизма в повести-сказке.
Назовите черты романтического героя. Можем ли мы назвать Балтазара романтическим героем? Почему? (Балтазар поэтому и является романтическим героем, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадается ему на глаза. Зная, что Балтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую.
Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Балтазар, по законам сказки, вступает в брак с любимой и получает подарок от Альпануса – помещение и средства к жизни).
4. Коллективная работа.
Задача.
Найдите характерные особенности романтизма в повести-сказке.
Ожидаемый ответ.
1) Основной конфликт произведения (противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса) как воплощение непринятия романтиками будничности реальной жизни и восхваление “жизни духа”.
2) Переплетение реальности и неудержимой фантазии.
3) Контраст высокого, прекрасного и заземлено-будничного, безобразного в произведении как конкретное воплощение антитезы: с одной стороны – недосягаемого романтического идеала, с другой – низеой будничной реальности.
IV. Рефлексия.
Произведение-миниатюра “Насколько актуальной является повесть-сказка “Крошечка Цахес” сегодня?”
V. ДОмашняя задача.
Повторить значение терминов “аллегория”, “сатира”, “гротеск”, “ирония”, “юмор”; составить кроссворды по сказке “Крошечка Цахес”; пересмотреть эпизод введения образования в княжестве.