“Крошка Цахес на прозвище Циннобер”. Специфика романтизма Гофмана

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель (зачитав эпиграф урока). Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману Современники вспоминали его таким:

“…В нем была внешняя резкость: резкие движения, острые, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка”.

“…Он говорил очень быстро и вдруг замолкал”.

“…Он был не такой, как все, будто сотканный из противоречий: мягкий, кроткий взгляд – и ироническая улыбка, добрый юмор – и злая ирония”.

“…Друзей

у него было мало, большинство не понимало чудака и не любило его”.

Кто он, этот неистовый мужчина, единственный такого рода писатель в мировой литературе, с поднятыми бровями, с загнутым книзу тонким носом, с волосами, которые всегда поднимались на дыбы? Есть свидетельства, что писать, он так боялся того, что просил жену сидеть с ним рядом. Что же такого он писал, чтобы ощущать страх перед изображаемым?

Именно над этим вопросом мы сегодня задумаемся и попробуем найти ответы. (Ученики записывают тему урока и эпиграф к нему).

II. АКтуализация опорных знаний.

1. Проверка домашней

задачи.
Ученики делают краткое сообщение содержания сказки-новеллы.

2. Работа с “Дневниками двойных заметок”
Ученики по желанию зачитывают свои записи, одноклассники дают свои комментарии к фразам, которые зачитываются.

III. РАбота над текстом произведения “Крошечка Цахес”.

1. Словарная работа.

Филистер, – самодовольный, ограниченный человек с мещанским мировоззрением и ханжеским поведением; мещанин, обыватель.

2. Индивидуальная работа.

Задача: найти и выписать в тетради примеры реального и фантастического в произведении. Объяснить свои записи. На выполнение задачи – 5 минут.

Беседа.

Как вы думаете, с какой целью автор соединил в произведении реальное и фантастическое? (Фантастика служила писателю средством понимания условностей жизни. В произведениях Гофмана, который открыл двойственность человеческой натуры, нередко происходит раздвоение личности персонажа. Противоречия материализуются в творческом сознании в образах двойников.)

Кого из героев можно назвать главным? Назовите основные черты его характера. Какой является его фигура: фантастической или реальной? (В новелле главный герой – студент Балтазар. Он принимает участие в реальной борьбе против политического деспота и тирана.

Балтазар – поэт, сочиняет стихи о соловье и розе, вкладывая в поэтические образы пылкую страсть к красавице Кандиде. Не имеет значения, насколько талантливые произведения Балтазара, а важно, что ему присуще поэтическое мировосприятие, что наедине с природой он ощущает состояние блаженного волнения. Автор наделил своего героя даром прозорливости.

Он – поэт, но видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудило Балтазара признать безобразного мерзавца и карьериста достойного славы лицом. В фигуре Балтазара нет ничего фантастического, его жизнь является реальной, таким есть и он сам).

3. Составление коллективной характеристики филистеров

И мечтателей.

Учитель. Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей “не от мира сего”. Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя.

На какие категории делятся герои этого произведения? Составьте таблицу героев.

Филистеры

Мечтатели

Беседа.

Чем отличаются филистеры от мечтателей? Кто, на ваш взгляд, воплощает черты авторского идеала? Как повлиял фольклор на творчество Гофмана в целом? Какое значение имеет образ-символ золотых волос?

Кто подвергается чарам, а кто – нет? Почему?

Найдите в тексте описание малыша настоящего и каким его видят филистеры. (“…То, что на первый взгляд можно было целиком воспринять за взбалмошно скрученный обрубок дерева, было ни что иное, как обезображенный малыш каких-то две пяди ростом, который до сих пор лежал в коробе поперек, а теперь вылез и барахтался в траве.

Голова у урода глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыква, а сразу же от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, итак весь он был похож на раздвоенную редьку. На лице невнимательный глаз ничего бы и не разглядел, но, присмотревшись внимательнее, можно было заметить длинный острый нос, который высовывался из-под черного чуба, пара маленьких черных глаз, которые блестели на сморщенному, как у старика лице,- чудище, да и только…”).

3. Беседа.

Черты романтизма в повести-сказке.

Назовите черты романтического героя. Можем ли мы назвать Балтазара романтическим героем? Почему? (Балтазар поэтому и является романтическим героем, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадается ему на глаза. Зная, что Балтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую.

Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Балтазар, по законам сказки, вступает в брак с любимой и получает подарок от Альпануса – помещение и средства к жизни).

4. Коллективная работа.

Задача.

Найдите характерные особенности романтизма в повести-сказке.

Ожидаемый ответ.

1) Основной конфликт произведения (противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса) как воплощение непринятия романтиками будничности реальной жизни и восхваление “жизни духа”.

2) Переплетение реальности и неудержимой фантазии.

3) Контраст высокого, прекрасного и заземлено-будничного, безобразного в произведении как конкретное воплощение антитезы: с одной стороны – недосягаемого романтического идеала, с другой – низеой будничной реальности.

IV. Рефлексия.

Произведение-миниатюра “Насколько актуальной является повесть-сказка “Крошечка Цахес” сегодня?”

V. ДОмашняя задача.

Повторить значение терминов “аллегория”, “сатира”, “гротеск”, “ирония”, “юмор”; составить кроссворды по сказке “Крошечка Цахес”; пересмотреть эпизод введения образования в княжестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Крошка Цахес на прозвище Циннобер”. Специфика романтизма Гофмана