Кроме литературы, чем и дышать
Традиционный (уже седьмой!) Московский педагогический марафон учебных предметов, проводимый Департаментом образования Москвы, Издательским домом “Первое сентября” и МИОО, сменил адрес. Из Дома учителя на Пушечной переехал в московский государственный лицей № 1535 близ метро “Спортивная”. Как положено: ближе и к спорту и к школе.
Поблизости и стены Новодевичьего монастыря… Действительно, у гостеприимных новых хозяев просторнее, и дышится свободнее.
Докладываем нашим читателям: программа Дня учителя литературы выполнена
Настрой был рабочий, однако настроение, хотя день был без дождя и холода, тревожное. Что будет с литературой в школе завтра?!
Мы вынесли в заголовок слова из песни популярного поэта-барда Михаила Щербакова: “Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…” Но с литературой легче дышать и на поверхности земли, особенно если эта поверхность – твоя родная страна. Все это понимают.
Есть, надо полагать, причины для таких бетонных работ.
Так что на протяжении дня мы все подбадривали друг друга разными поэтическими строчками, пафос которых был един: “Возьмемся за руки, друзья…” А потом, в завершение нашего праздника мы и вовсе полностью погрузились в поэзию, которая, как известно, не Дно морское, а сад небесный. К нам в гости пришел (точнее, приехал из Петербурга) поэт Александр Кушнер. Впрочем, не только поэт, но и коллега – он десять лет преподавал русский язык и литературу в средней школе.
Поэтому проникновенно прозвучало на встрече его стихотворение “Прощание со школой”. Оно было написано давно, но никогда не печаталось. История ухода Кушнера из школы проста, в духе политического бреда той поры: в 1970 году проверяющие поставили на вид директору школы, где работал Кушнер, что последний к столетию со дня рождения Ленина соответствующе не оформил кабинет литературы.
Чтобы не подводить директора – добросердечного человека (и не оформлять при этом кабинет), Кушнер из школы уволился. Что приобрела благодаря этому русская поэзия, мы теперь знаем, а вот что потеряла школа, нетрудно догадаться…
В эти завершающие учебный год дни хочется пожелать всем коллегам оставаться на своих рабочих местах столько, сколько им будет по душе, вне зависимости от политической погоды. И не дай Бог, придется менять профессию потому, что в сладострастно реформируемой российской школе учителя литературы попросту окажутся не нужны.
- Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к различным трактовкам характера героини А. Н. Островского в критике и литературоведении. Так, Н. А. Добролюбов видит закономерность трагического финала, исходя из горячей, страстной, правдивой натуры Катерины, которая не желает мириться с деспотизмом и лицемерием, решаясь на стихийный […]...
- Кабинет литературы В каждой школе есть библиотека и кабинет литературы. Есть такой кабинет и у нас. В нем собрано множество книг и материалов. Эти материалы самые разные: критическая и учебная литература, иллюстрации к произведениям писателей, художественные альбомы, различные аудио – и видеозаписи актерского исполнения литературных произведений. В литературном кабинете хранятся творческие работы учеников нашей школы. Там всегда […]...
- Роль русской литературы в воспитании старшеклассников Помогает ли изучение русской литературы в школе подготовить выпускников к самостоятельной жизни-вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Тендряков. Автор, рассказывая о дискуссии, завязавшейся на родительском собрании, поддерживает в споре учителя и считает, что русская литература должна учить детей быть честными всегда и во всем, не бояться сильного, помогать слабому. В. Тендряков верит в нравственную […]...
- Илья Бояшов: “Ничего другого, кроме притч, я писать не умею” – Илья, какой эпитет Вы бы предпочли видеть перед сочетанием “современный российский писатель Илья Бояшов”: модный, популярный, известный, самый читаемый или какой-то другой? – Давайте поговорим об образе современного российского писателя вообще. Если коротко попытаться обобщить его портрет, то, мне кажется, это крайне неуверенный в себе, закомплексованный, чрезвычайно мнительный, страдающий человек, прежде всего желающий уйти […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Предмет литературы в общеобразовательной школе Как школьный предмет литература занимает важное место в общеобразовательной школе. Вместе с другими предметами общественно гуманитарного цикла преподавания литературы в яркой, доходчивой форме имеют специфическими средствами слова раскрывать пути обновления общества. Силой образного мышления в единстве с логическим на уроках литературы учитель призван последовательно воспитывать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности. Художественная литература в школе […]...
- Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) 1. Новый тип героя. 2. Особенности изображения “новых” людей в романе. 3. Трагическое одиночество Базарова как “героя времени”. 4. Открытый финал романа. Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в […]...
- Личность учителя литературы О личности учителя литературы Незабываемые, чудесные школьные годы! Окончание школы – тот момент в жизни подрастающего поколения, который принято называть переломным. И на протяжении одиннадцати лет для каждого школьника у истоков познания жизни стоял учитель, в частности учитель литературы. В связи с этим проблему текста можно определить следующим образом. Перед взрослеющими молодыми людьми по окончании […]...
- Методика применения исторических источников в процессе изучения зарубежной литературы Последователи школы профессора Л. Мирошниченко активно утверждают демократическую концепцию в обучении вообще и литературы в частности. Работа методической школы строится на четко выверенных научных основах, в частности таких: 1. Сохранение научных традиций, которые существуют от времени возникновения методики как науки. Эти традиции являются источником собственных сил и энергии, стимулом к поиску. Повседневная жизнь ученых-методистов – […]...
- Теория литературы: Что такое изложение? Изложение – традиционный для школы вид письменной работы, способствующий совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного владения языком. По мнению психологов, самым эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать речь формируется в сочетании с умением строить высказывание. В этом отношении изложение является оптимальным видом работы. Обычно задачи по литературе для учеников […]...
- Роль уроков литературы в жизни человека О роли уроков литературы Незабываемые, чудесные годы! Окончание школы – тот момент в жизни подрастающего поколения, который принято называть переломным. Прошедшие одиннадцать лет остаются позади, впереди – взрослая жизнь, полная новизны и открытий. Проблема данного текста заключена в следующем. Одиннадцатый класс как песочные часы. Ровесников-одноклассников в большую жизнь уносит время, на смену им приходят новые […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Проектирование уроков литературы Татьяна Вячеславовна РЫЖКОВА – доцент кафедры детской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, учитель литературы. Автор книг “Путь к Булгакову”, “Диалоги с Булгаковым”, “Встречи с Цветаевой”, “Вновь Исакий в облаченье…”; статей об уроках литературы и кино, учебника “Теоретические основы и технологии начального литературного образования”, готовящегося к выходу в издательстве […]...
- На тему значение русской литературы в нашей жизни Непомнящий в своей статье поднимает очень важный вопрос: значение классической литературы в нашей жизни. На мой взгляд, публицист очень точно выразил связь между образованием, литературой и культурой. О неравнодушности, эмоциональности автора говорят риторические восклицания (“Да что там “народ”!”), олицетворения (“русская литература, русская культура поддержали”), а также выражение личного отношения (!Я все время повторяю”, “Я убежден”). […]...
- По тексту Лихачева Замечали ли вы, какое большое впечатление производят произведения литературы (ЕГЭ по русскому) В небольшом, но очень содержательном тексте автор предлагает поразмышлять над тем, как чтение книг важно для нас. Что книга это невероятный кладезь знаний, который развивает нас как личность, может пронести через разные временные эпохи, раскрывает перед нами невероятные горизонты ” Одним словом, делает вас мудрыми”. Так же автор пишет о том, что очень важно читать […]...
- Биография Кушнер Александр Семенович (р. 1936) Кушнер Александр Семенович (р. 1936), поэт. Родился 14 сентября в Ленинграде. После окончания школы поступил в Педагогический институт им. А-Герцена на филологический факультет. В 1959 – 69 преподавал русский язык и литературу. В эти годы пишет и печатает стихи: “Первое впечатление” (1962), “Ночной дозор” (1966), “Приметы” (1969). С конца 1960-х переходит на профессиональную […]...
- Чем может помочь кинематограф в изучении литературы? Современную школьную программу простой не назовешь. Частенько случается так, что большинство школьников просто не читают некоторые произведения русской классики. Для современного человека, а особенно – для подростка, многие книги слишком сложны по нескольким причинам. Первая и, пожалуй, основная – это существенные различия между уровнем развитости языка, используемого в художественной литературе и в повседневной жизни школьников. […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. […]...
- Проблемы современного урока литературы Одной из актуальнейших проблем современного урока литературы является проблема чтения не только родной, но и зарубежной литературы, то есть переводных текстов. Не случайно по теории литературы в современной школе дается понятие об оригинальной и переводной литературе (5 кл.), об украинской и русской переводческих школах, их выдающихся представителях (11 кл.). Особое внимание на уроке литературы следует […]...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, […]...
- День Учителя в нашей школе В этом году День учителя в Красноармейской школе отпраздновали с размахом. Праздничные мероприятия протекали на протяжении двух дней: 30 сентября (пятница) и 3 октября (понедельник). 30 сентября учащиеся 5 – 10-х классов украсили фойе и коридоры школы праздничными плакатами и стенгазетами с поздравлениями для учителей. 3 октября утром состоялась выставка-конкурс букетов и композиций из природного […]...
- Каким быть школьному учебнику литературы? Комментарий к анкетированию учителей-словесников На одной из секций педагогического марафона 2006 года обсуждалась проблема качества действующих школьных учебников литературы. Для приглашения к разговору, который было задумано провести в формате дискуссионного клуба, учителям предложили анкету “Каким быть школьному учебнику по литературе?” . Редакция надеется, что читатели “Литературы” также пришлют нам свои ответы на анкету. Что такое […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Краткая характеристика Литературы XIX века На протяжении тысячелетий формировалась система литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие литературы – это особый процесс. Литература нового времени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
- Роль художественной литературы в жизни общества Понятия “культура” и “человечество” неразделимы. Одной из главных составляющих первой является литература. Я уверена, что жизнь без поэзии, прозы, устного народного творчества была бы пуста. Если бы не художественная литературе, человечество окружали бы только “сухие” факты. Телевидение и Интернет состояли бы исключительно из новостной ленты, а развлекательные программы, если бы они и были, выглядели бы […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Язык художественной литературы (О литературе) Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […]...
- Проблема культуры и литературы по тексту Непомнящего (ЕГЭ по русскому) Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом. Волнующую всех нас проблему культуры и литературы поднимает Непомнящий. Эта проблема никого не оставит равнодушным, так как она касается каждого из нас. Особенно актуальна эта тема сейчас, так как у […]...
- Отличие художественной литературы от научной (О литературе) Отличие художественной литературы от научной так определял великий русский писатель и критик Н. Г. Чернышевский: “Главная цель ученых сочинении… та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений изящной словесности – в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Зачем учителю литературы день библиотекаря? Чтобы быть в курсе новинок детской литературы, чтобы знать, что читают и не читают наши Дети и почему, и зачем вообще нужна в школе библиотека. В программе Дня школьного библиотекаря на Педагогическом марафоне Издательского дома “Первое сентября”: Чтение в современном обществе: смысл и понимание Лекция независимого эксперта по вопросам социологии чтения некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” […]...
- Значение творчества Державина для русской литературы Какова роль Гавриила Романовича Державина в развитии русской литературы? Мне кажется, что именно этот поэт заложил традицию создания произведений, которые были бы понятны и интересны для читателей разных социальных слоев населения. Основной заслугой Гавриила Романовича стало то, что он был первым поэтом, сумевшим сочетать просторечия и слова высокого стиля в таком жанре, как ода. Это […]...
- Набоков и традиции русской классической литературы Набоков, Владимир Владимирович – 23.04.1899 – 12.07.1977, Лозанна, Швейцария – российско-американский писатель. Родился в семье ученого и политика, потомка татарского князя Набока Мурзы, Владимира Дмитриевича Набокова, известного юриста и общественного деятеля, одного из лидеров Конституционно-демократической (кадетской) партии, члена Государственной Думы. Отец Набокова был англоманом, поэтому английский язык его сын выучил раньше, чем русский. Большая домашняя […]...
- История литературы: “Литература оттепели” в России Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая “литература оттепели” в России – это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX – начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от “серебряного века” русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и […]...
- Текстовый опрос на уроке литературы В Пояснительной записке сборника нормативно-методических материалов по литературе четко определена цель литературного образования. Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на “становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей”. В данном документе также говорится, что “при этом ученик овладевает мастерством читателя”, а “потребность […]...
- Ценность памятников древнерусской литературы и в чем она заключается Я считаю, что ценности пямятникам древнерусской литературы нет предела. Потому что именно благодаря жанровому разнообразию древнерусской литературы мы знаем об эпохе того или иного времени. К примеру летописи. Самой известной из них является “Повесть временных лет”. В них летописец излагал все то, что происходило в стране, кто правил и как жил народ. В повестях же, […]...
- Рыцарский турнир на уроке литературы Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Даниэль Пеннак Наверное, каждый учительсловесник понимает, что насилие и любовь к чтению – “две вещи несовместные”, и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в […]...
- Сочинение на тему Школа моей мамы Моя мама училась в деревенской школе. Она не большая. В ней было 2 этажа. Стены кирпичные. Окна выкрашены в белый цвет. На территории школы есть футбольное и волейбольное поле. Физкультура проходила обычно на улице, если погода позволяла. Если шел дождь, мы занимались в спортзале. В нем были большие окна, там всегда было светло. В этом […]...
- Цыбулько 2017 Вариант 7 по тексту Лихачева Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы (ЕГЭ по русскому) Проблема, которую поднял автор текста Известный русский академик Д. С. Лихачев в одном из своих “Писем о добром и прекрасном” рассуждает о важности привития любви к чтению. Автор убеждает молодое поколение в пользе литературы, которая делает людей мудрыми, “дает… обширнейший и глубочайший опыт жизни”. Позиция автора текста Ученый считает, что в чтении не стоит искать […]...