Криста Вольф

Концепцию художественной прозы, которая в значительной мере отходит от непосредственного описания событий, разрабатывает в своем творчестве Криста Вольф (род. в 1929 г.).

В “Московской новелле” (1961) Криста Вольф, рассказывая драматическую историю любви, обратилась к одной из своих главных тем – теме моральной вины молодого военного поколения и возможности ее искупления. Однако позднее сама писательница резко раскритиковала свою первую работу – и повествовательную манеру, и способ решения конфликта.

Тяготеющая скорее к роману

повесть “Расколотое небо” нашла широкий читательский отклик, так как она отличалась глубоким проникновением в суть переломной ситуации и чувства молодых людей, пережитые на протяжении нескольких месяцев до и после 13 августа 1961 года. Через воспоминания об этих событиях показаны зарождение и угасание одной любви, противоположные отношения к жизни и обществу, отстаивание своих позиций в острых конфликтах и бегство от конфликтов.

Речь идет о мыслях и чувствах главной героини Риты Зайдель, которая после несчастного случая, почти самоубийства, пытается осмыслить прошлое и таким образом выйти из душевного

кризиса. Исследование душевного мира героев, их внутренних побудительных мотивов и надежд, тесно связано с изображением жизни Германии, работы заводской бригады и многих других событий, происходивших в стране.

Криста Вольф рассказывает законченную, новеллистически заостренную историю, не лишенную трагизма, в которой возникает поэтическая атмосфера современности, напоминающая о повествовательной манере Анны Зегерс.

В последующие годы творческая концепция Кристы Вольф определилась еще более явственно. Проза, по ее словам, служит опосредованием связи между “объективной реальностью и субъектом-автором”, который описывает “мир”, “реальность” не как естествоиспытатель, но фиксирует свои собственные впечатления, размышляя о них 102, именно поэтому художественное произведение способно “расширить границы нашего знания о самих себе” 103. Критерием художественности должна служить не внешняя достоверность, а “субъективная аутентичность”, и не традиционная фабула должна определять строй художественного произведения, а углубленная мысль.

104 Художественная проза “должна стремиться к тому, чтобы не поддаваться киноэкранизации” 105. Этими высказываниями Криста Вольф не только подчеркивает роль автора, но и настаивает на том, что именно “субъективная аутентичность” должна определять форму и содержание его произведений, его художественное видение.

Эти взгляды Кристы Вольф нашли свое выражение в рассказах “Июньский день” (1957), “Опыт на себе” (1973) и “Унтер-ден-Линден” (1974), а также в романах “Размышления о Кристе Т.” и “Пример одного детства”. В этих произведениях субъективность повествования – как правило, оно ведется от первого лица, хотя рассказчик не вполне совпадает с автором, – сочетается с “исследованием роли индивидуума” и субъективных факторов внутри “социальных причинно-следственных связей”.

Роман “Размышления о Кристе Т.” (1968) сосредоточивается на кризисных моментах в жизни главной героини, в жизни, до смысла которой и пытается доискаться персонаж, от лица которого ведется повествование: “В потоке моих воспоминаний плавают, подобно островкам, конкретные эпизоды – такова структура повести”.

Конфликт между утверждением безоговорочного права на самобытное развитие личности, почти субъективистским стремлением Кристы Т. к тому, чтобы быть “только самой собой”, и преувеличенным страхом перед нивелирующей приспособляемостью к обществу красной нитью проходит через всю историю этой жизни. Когда же Криста Т. наконец находит возможности для своего самораскрытия – “они имеют не столько действенную, сколько посредническую природу”, – она умирает. Ее “глубинная гармония с этим временем” охватывает и ее самое в качестве диалектического дополнения к ее созерцательности, одиночеству.

Изображение этого противоречия (сталкивающего идеалы и реальность, пожалуй, сильнее, чем это бывает в действительности), а также глубокий показ внутреннего мира человека обогатили литературу Германии и новыми выразительными средствами, и новым содержанием.

“Пример одного детства” (1977), самый объемистый роман Кристы Вольф, исследует “структуру отношения моего поколения к прошлому… в настоящем” 107, причем не с точки зрения общего хода истории или политических перемен, а так, как это отношение выражается в мыслях и чувствах ее поколения. Действие романа происходит в трех временных планах: детство и юность (1929-1947 гг.), поездка в польский город, где прошли годы детства (1971), и время написания романа (1972-1975 гг.).

Роман выявляет те “психические механизмы”, которые формировали личность девочки Нелли Йордан во времена фашизма, в результате чего и сложился определенный “тип” 108.

Хотя главная цель центрального персонажа, от лица которого ведется повествование, состоит в том, чтобы проследить во время поездки и написания романа, как преодолевался тот “тип поведения”, который сложился в детские годы Нелли Йордан, именно детство и юность показаны здесь непосредственно в социальном аспекте со всей определенностью мелкобуржуазного уклада, зато современность предстает лишь в виде рефлексий. Их предметом является сама писательская работа, самоосвобождение от прошлого и обретение суверенных личностных позиций в настоящем, что происходит лишь за счет чисто интеллектуальных усилий. Несмотря на проблематичность такого подхода и неправомерность распространения описанного “типа поведения” на все поколение в целом, и эта книга Кристы Вольф наряду с некоторым тяготением к абстрактно-гуманистическим ценностям дает разработку ряда проблем, не затрагивавшихся прежде современной литературой.

В 1979 году Криста Вольф опубликовала эссе о Каролине Гюндероде, чьи произведения Криста Вольф отобрала для переиздания, а также повесть “Нет места. Нигде”.

В повести рассказывается о вымышленной встрече между Каролиной Гюндероде и Генрихом Клейстом. Оба они в отличие от других людей своего окружения не желают приспосабливаться к нивелированному обществу своего времени и потому не видят в нем места для свободной, творческой жизни. Тема “предшественников” современности вновь ставит в центр внимания проблему эмансипации личности, показывает длительный процесс осуществления в обществе гуманистических идеалов; в то же время постановка этих проблем дана в историческом плане.

В 1983 году вышла в свет повесть Кристы Вольф “Кассандра”, где судьба дочери троянского царя рассказана как притча, посредством которой миф включается в историческую реальность, что позволяет писательнице обратиться к ключевым проблемам жизни современного человека, особенно современной женщины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Криста Вольф