Крестьянский труд в изображении Некрасова

Крестьянский труд в изображении Н.А. Некрасова

I. Вступление

Труд крестьянина вызывает у Некрасова противоречивые чувства. С одной стороны, именно в труде проявляется сила народа, его богатые возможности. Крестьянин любит и умеет трудиться, праздность ему чужда.

Именно крестьянский труд создаст то, что есть в России хорошего. С другой стороны, труд крестьянина – это труд подневольный, приносящий ему страдания.

II. Главная часть

1. Труд как радость и созидание. Во многих произведениях Некрасова крестьянский труд описывается именно с этой стороны. Трудом крестьянина создается все – от хлеба до же­лезной дороги, которую строил все-таки не “граф Клейнмихель”, а простой народ. (“Железная дорога”). Труд – это основа самоуважения мужика, даже его гордости.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Яким Нагой недаром спрашива­ет Павлушу Веретенникова: “У нас поля обширные, // А не гораздо щедрые, // Скажи-ка, чьей рукой // С весны они оде­нутся, // А осенью разденутся?”. Не белоручки нежные.

А люди мы великие // В работе и в гульбе!” С этими сло­вами перекликаются и гордые слова Савелия: “Ты думаешь, Матренушка, // Мужик – не богатырь?”. Даже ребенок ощу­щает эту гордость своим трудом (“Крестьянские дети”, “Му­жичок с ноготок”). Труд – основа жизни крестьянина.

Неда­ром истосковавшиеся по работе семеро странников в “Кому на Руси жить хорошо” так весело берутся за косьбу: “Просну­лась, разгорелася // Привычка позабытая // К труду! Как зубы с голоду, // Работает у каждого // Проворная рука”. Некрасов одним из первых опоэтизировал крестьянский труд, рассмат­ривая его как основу существования и противопоставляя его праздности господствующих сословий.

2. Труд – страдание. В условиях эксплуататорского строя труд крестьянина – труд подневольный, не на себя, а на “бо­га, царя и господина”; это труд через силу, изматывающий и постепенно убивающий человека. Картинами такого труда на­полнена и лирика Некрасова (“Железная дорога”, “На Волге”, “Несжатая полоса” и др.), и в особенности поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Яким Нагой, рассказывающий Веретен­никову про то, как в непосильной работе “трещит крестьян­ский пуп”, говорит о себе: “Он до смерти работает”; в этом же эпизоде Некрасов рисует и впечатляющий портрет крестьяни­на, измученного работой.

Буквально о каторжной работе рас­сказывает Савелий. Особенно жалко Некрасову женщин и де­тей, надрывающихся на работе (стихотворения “Плач детей”, “В полном разгаре страда деревенская…”, история Матрены Тимофеевны в “Кому на Руси жить хорошо” и др.).

III. Заключение

Тема труда в творчестве Некрасова – одна из важнейших. В ней соединяются и гордость за русского мужика, и глубокое сочувствие к нему, и обличение господствующих сословий, сделавших труд – основу человеческой жизни – в букваль­ном смысле каторгой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Крестьянский труд в изображении Некрасова