Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)

Трагедия “Антигона” (создана около 442 г.) – одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет “Антигоны” относится к так называемому фиванскому циклу – рассказывает о последствиях войны против Фив.
Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников – Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом – Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.
Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина

земле. Для царя он был лишь предателем, посмевшим посягнуть на самое святое – на свою родину.
Однако для сестры Полиника и Этеокла – Антигоны – это, прежде всего, ее братья, ее семья, ее род, законы которого она должна чтить. Поэтому героиня решается на неслыханную дерзость и смелость – пойти против воли Креонта и похоронить тело Полиника:
Как, – хоронить запрету вопреки?
Да – ибо это брат и мой и твой.
Не уличат меня в измене долгу.
Антигона совершает это, хотя знает, что ей может грозить самая страшная кара. И вот, когда тело Полиника было наконец покрыто тонким слоем земли, героиня
попадется в руки могильного сторожа и предстает перед Креонтом:
Нет, не в досаду мне такая участь.
Но если б брата, что в одной утробе
Со мной зачат был – если б я его,
Умершего, без чести погребенья
Оставила – вот этой бы печали
Я никогда осилить не смогла.
Она смело признается во всем царю, утверждает свою правоту и открыто противоречит Креонту. А царь видит в поступке Анигоны не только ее личное неповиновение, но и протест против него всего фивского народа. Поэтому он приговаривает героиню к смерти в каменном склепе.
Важно, что Антигона до конца остается верной себе. Она не боится смерти, потому что уверена, что выполнила свой главный долг и умрет с чистой совестью:
Что ж, идем; я готова. О боги отцов!
Вы простите – прости ты, родная земля!
О, смотрите, фиванцы! Царевна идет –
Остальная наследница древних владык.
Вот судья мой – и вот преступленье мое:
Благочестию честь воздала я!
Совсем по-другому ощущает себя Креонт. Он находится в растерянности и смятении – потому что знает о недовольстве народа и слышит пророчества старца Тиресия. Тиресий предупреждает Креонта – он ставит под угрозу свое правление несправедливым поступком с Антигоной и Полиником.

Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия.
Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно – героиня покончила жизнь самоубийством. И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта.

Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта – Эвредика – кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына.
Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны. На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей.

Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю. Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.67 out of 5)
Loading...

Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)