Кребийон-старший

Кребийон-старший
Кребийон, или Кребийон-старший (Crebillon, наст. имя и фам. – Проспер Жолио; Joliot) (13.01.1674 – 17.06.1762) – французский драматург. Член Французской Академии (1731). В самом начале XVIII века (около 1703 г.) Кребийон начал писать для театра.

Его перу принадлежат трагедии “Идоменей” (1705), “Атрей и Тиест” (1707), “Электра” (1708), “Радамист и Зенобия” (1711), “Семирамида” (1713), шедшие на сцене театра “Комеди Франсез”, принеся автору славу “первого трагика Франции”. В своих трагедиях Кребийон-старший переосмысливает

и проблематику, и комплекс идей, и рационалистичность форм классицизма, вводя культ ужасного. Сам писатель в предисловии к “Атрею и Тиесту” признавал: “Я отчетливо вижу свою неправоту в преувеличенном восприятии трагедии, как действия, переполненного несчастиями, которые полагается представлять зрителям в занимательных картинах”. Тем не менее, в трагедии Атрей, негодующий на своего брата Тиеста, во время пира подает ему мясо его собственного сына.

Существенно, что, согласно древнегреческому мифу, Атрей – отец Агамемнона

и Менелая, а Тиест – отец Эгисфа, который вместе с Клитемнестрой убил Агамемнона. Иначе говоря, Кребийона-старшего заинтересовало поколение, предшествовавшее поколению героев Троянской войны, того периода, который был уже освоен французами через гомеровские поэмы, и у знаменитых персонажей Гомера и греческих трагиков писатель обнаружил и воспроизвел ужасные истоки, бросающие тень на классическую древность. Ужасными событиями насыщена и лучшая трагедия Кребийона-старшего “Радамист и Зенобия”, в которой Радамист убивает отца своей возлюбленной Зенобии, затем Зенобию и сам кончает с собой, при этом оказывается, что Радамист и Зенобия чудесно спаслись и в Зенобию страстно влюбились отец и младший брат Радамиста, и герой, помышлявший убить отца, погибает от родительской руки.

Итак, культ ужасного, разрушение рационалистической эстетики, критика важных положений классицизма, тяга к фольклору, к экзотике присущи драме и театру уже в начале XVIII века. Все это напоминает предромантизм. Но это лишь предпосылки предромантизма: ведь еще не сложилось Просвещение, а предромантизм – это, прежде всего, реакция на просветительское искусство. Отмеченные черты имеют разную природу.

Творчество Кребийона-старшего – это выражение упадка классицизма XVII века, кризиса не просветительского, а картезианского рационализма. После провала трагедии “Пирр” (1726, пост. в т-ре “Комеди Франсез”) Кребийон-старший перестал писать для театра на многие годы, вернувшись к драматургии лишь в середине XVIII века (“Катилина”, 1748; “Триумвират”, 1754). Но слава его была уже в прошлом. Сторонники Просвещения (А.

Р. Лесаж, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинг и др.) подвергли трагедии Кребийона-старшего резкой критике. Творчество этого французского писателя было хорошо известно в России. В первые десятилетия XIX века на петербургской сцене ставились две трагедии Кребийона-старшего – “Радамист и Зенобия” в переводе С. И. Висковатова (было дано 14 представлений с декабря 1809 г. по август 1828 г.) и “Атрей и Тиест” (как “Атрей и Фиест”) в переводе С. П. Жихарева (2 представления в декабре 1811 г. – январе 1812 г.) и М. П. Сорокина (2 представления в ноябре-декабре 1831 г.). А. С. Пушкин упоминал Кребийона в письме П. А. Катенину от 19 июля 1822 г., говоря об одной из “ужасных” сцен трагедии “Атрей и Фиест” (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.

Т. XIII. С. 41). Через три года Пушкин цитировал ту же пьесу и снова в ироническом ключе в письме В. К. Кюхельбекеру от 1-6 декабря 1825 г. (Там же. С. 247).

Однако поразительно, что при ироническом отношении к Кребийону-старшему что-то из его трагедии осталось в памяти Пушкина (можно утверждать, что он не обращался к печатному тексту, так как имевшееся у него двухтомное собрание сочинений Кребийона, вышедшее в Париже в 1821 г., так и осталось неразрезанным). Соч.: Oeuvres. T. 1-3. Р., An X – 1841; в рус. пер. – Катилина.

М., 1783; Радамист и Зенобия. СПб., 1810. Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция.

Л., 1960. (О Кребийоне – с. 116-117); Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Dutrait M. etude sur la vie et le theatre de Crebillon.

P.; Bordeaux, 1895. ddress align=”rightВл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVII-XVIII веков. – Персоналии: Французские писатели.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Кребийон-старший