Краткое содержание “Венеры Илльской” Мериме

Рассказчик по просьбе господина де П. отправляется в каталонский городок Илль. Он должен осмотреть все древние памятники в округе, которые укажет местный любитель старины господин де Пейрорад. По дороге рассказчик узнает от своего проводника, что в саду господина де Пейрорада выкопали медный идол языческой богини.

Местные уже прозвали статую “злой”: когда ее поднимали, она завалилась и переломила ногу Жану Колю.

Де Пейрорады радушно встречают гостя. Их сын Альфонс же молчалив, приехавший ему интересен только как парижанин, столичный

человек. Альфонс нелепо выглядит, одетый по последней моде, у него руки крестьянина в рукавах денди. Он скоро женится на богатой девушке, живущей по соседству в Пюигариге.

Господин де Пейрорад начинает нахваливать свою “Венеру Тур”, встречая осуждение жены: “Хороший шедевр сама она сотворила! Сломать человеку ногу!” Де Пейрорад отвечает: “Кто не был ранен Венерой?” Рассказчик собирается спать. Из окна своей комнаты он видит стоящую в саду статую.

Мимо проходят двое местных и начинают бранить ее. Один из них берет камень и запускает в Венеру, но тут же хватается за голову: “Она швырнула

в меня камень обратно!”

На утро парижанин с господином де Пейрорадом отправляются осматривать Венеру. Хозяин просит рассказчика помочь ему с переводом надписей на статуе. Невозможно представить себе что-либо более совершенное, чем тело этой Венеры, но на ее прекрасном лице читается презрение и жестокость.

Надпись на цоколе гласит: “CAVE AMANTEM” (“Берегись любящей”). Вторая надпись вырезана на предплечье:

VENERI TURBUL…
EUTYCHES MYRO
IMPERIO FECIT

Господин де Пейрорад считает, что Венера родом из некогда финикийской деревни Бультернера (исковерканное “Turbulnera”) неподалеку и рассуждает о возможной этимологии этого слова, связанной с богом Ваалом. Он предлагает перевод: “Венере Бультернерской Мирон посвящает, по ее велению, эту статую, сделанную им”. Мужчины замечают на груди и пальцах Венеры белые пятнышки от камней.

Гость рассказывает, что видел прошлой ночью. После завтрака он остается на конюшне с Альфонсом, которого занимает только приданое своей невесты мадемуазель де Пюигариг. Он хочет подарить ей перстень с брильянтами в форме двух сплетенных рук и гравировкой “sempr’ab ti” (“навеки с тобой”). “Носить тысячу двести франков на пальце всякому лестно!”

Де Пейрорады и их гость обедают у невесты. Парижанин находит, что грубый Альфонс не достоин прелестной мадемуазель де Пюигариг, так похожей на богиню любви. Свадьба завтра, в пятницу – день Венеры.

Альфонс с утра выходит играть в мяч с испанцами. Перстень мешает ему. Альфонс оставляет украшение на пальце Венеры и выигрывает. Побежденный испанец грозит ему расплатой.

Герои выезжают в Пюигариг, жених вспоминает, что забыл перстень. Но послать за ним некого, и молодая получает кольцо модистки, с которой Альфонс развлекался в Париже. Свадьба на ужин возвращается в Илль. Новобрачный, куда-то исчезавший на минутку перед тем, как сесть за стол, бледен и странно серьезен.

Подвязку невесты по традиции разрезают, господин де Пейрорад поет только что сочиненные стихи о двух Венерах перед ним: римской и каталонской. После ужина Альфонс в ужасе рассказывает парижанину: Венера загнула палец, кольцо не вернуть. Он просит гостя посмотреть, но тот не хочет идти под дождь и поднимается к себе.

В коридоре слышатся шаги – невесту ведут на брачное ложе. Рассказчик снова жалеет бедную девушку и пытается уснуть.

Ранним утром в доме поднимается крик. Альфонс лежит мертвый в сломанной постели, а на диване в судорогах бьется его жена. Лицо молодого выражает страшные страдания. На его теле синяки словно его сдавливали обручем.

Рядом лежит его перстень с бриллиантами. Королевскому прокурору удается допросить вдову Альфонса. Ночью она лежала под одеялом, как кто-то чужой и холодный сел на кровать.

В спальню зашел Альфонс со словами: “Здравствуй, женушка”, и тут же прозвучал его крик. Де Пюигариг все же повернула голову и увидела Венеру, душащую в объятиях ее мужа. Испанец, игравший с Альфонсом в мяч, непричастен, а слуга, последним видевший в живых новобрачного, утверждает, что кольца на нем не было.

Парижанин уезжает из Илля. Его в слезах провожает господин де Пейрорад. Он умрет через несколько месяцев после сына.

Венеру Илльскую по приказу госпожи де Пейрорад переплавляют на церковный колокол, но и в таком виде она продолжает вредить людям: с тех пор, как в Илле звонит новый колокол, виноградники уже два раза пострадали от мороза.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание “Венеры Илльской” Мериме