Краткое содержание романа Ф. Ницше “Так говорил Заратустра”



Роман состоит из четырех частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру “философской поэмы”.

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: “Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!”

В

городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть “верными земле” и не верить “неземным надеждам”, потому что “Бог умер”. Толпа смеется над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна.

В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орел и Змея.

В своих “Речах”, состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеется над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о “трех

превращениях духа”: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребенком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребенка – “священного утверждения” духа.

Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных – они желают, чтобы “сомнение было грехом”. Они презирают “здоровое тело – сильное и совершенное”. Философ проклинает священников – этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть “с лица земли”.

Заратустра учит уважать воинов – они “преодолевают человека в себе”, не желая долгой жизни.

Он говорит “о тысяче и одной цели”, когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что “у человечества нет еще цели”.

Мудрец вещает о “новом кумире”, которому поклоняются люди – о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актеров, так как вдали от этого “жили всегда изобретатели новых ценностей”.

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло – это унижение для врага, а “маленькая месть человечнее отсутствия мести”.

Браком называет он “волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его”, а истинно целомудренными называет снисходительных и веселых.

Говорит мудрец и о любви к “созидающим в уединении” – они способны “творить сверх себя”.

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и “чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак – во зло”.

О природе женщины упоминает мудрец – разгадкой ее является беременность, а правило обращения с ней одно: “Идешь к женщинам? Не забудь плетку!”

Заратустра осуждает людей, которые “пребывая в жалком самодовольстве”, погрязли в этих “добродетелях”. Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить “героя в душе своей”, быть верным земле, найти себя и “желать одной волей”, отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются “Речи” пророчеством о наступлении “Великого Полдня”, когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек “празднует начало заката своего”.

“Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек” – так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что “это мысль, которая все прямое делает кривым”. Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека – это Самость, которая “проявляется во всяком поступке”. Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия “равенство” – этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и “они не должны быть равны!”

Все “прославленные мудрецы”, подобно ослам, служили “народу и народному суеверию, а не истине”. Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьет из ее “отравленных родников”.

Заратустра учит о “воле к власти”, которую он видел “всюду, где было живое” и которая побуждает слабого подчиниться сильному: “Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни – воля к власти! Так учу я тебя”. Именно “воля к власти” делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне – “чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри – тверже и выносливее”.

Он говорит о “культуре”, которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Ученые этой мертвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к “незапятнанному” и чистому познанию, “чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!”

Над поэтами он смеется за их “вечную женственность” – они слишком “поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже”.

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться “не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей”. Лишь “воля к власти” может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

Заратустра учит своих слушателей трем человеческим мудростям: давать себя обманывать, “чтобы не остерегаться обманщиков”, больше остальных щадить тщеславных и не допускать, “чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых”.

В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести – “на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым”. Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений.

Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести дается нам с рождения в виде слов “добро” и “зло”. Этого врага, говорящего “добро для всех, зло для всех” побеждает лишь тот, “кто говорит: вот мое добро и мое зло”. Нет ни хорошего, ни плохого – есть “мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать”.

Нет и универсального пути, который можно указать каждому – есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

“Не должно ли быть так: все, что может произойти, уже проходило некогда этим путем? Не должно ли быть так: все, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?” – задается вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: “все, что может произойти и на этом долгом пути вперед – должно произойти еще раз!”

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет “самая древняя аристократия мира” – Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что “счастье – женщина”.

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают “то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей – в лучшее домашнее животное человека”.

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что “там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!”

Он продолжает издеваться над “старыми, ревнивыми, злобными” пророками, говорящими о единобожии: “Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?”

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие “ключом из сильной души, соединенной с возвышенным телом” и они будут свойственны “новой аристократии”. Эти новые люди разрушат “старые скрижали” морали, заменив их новыми. “Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни” – вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь “широкую душу”, которая свободна от внешних обстоятельств и “бросается во все Случайное”. Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, “в которой все вещи обретают стремление и противоборство”.

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает “волей к власти” и широкой душой будет спасен. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить “быстрее падать!” – призывает Заратустра.

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть “способным к войне”, а женщина – к деторождению. “Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!” – предостерегает философ.

Заратустра отрицает “общественный договор”, ведь общество “это попытка, это долгое искание того, кто повелевает”.

Он воспевает “все злое в человеке”, потому что “все дурное и злое есть наилучшая сила и твердый камень в руке высочайшего из созидающих”.

После этих проповедей звери называют Заратустру “учителем Вечного Возвращения”.

Часть четвертая и последняя

Заратустра состарился и “волосы его поседели”.

Он продолжает верить в “тысячелетнее царство Заратустры” и придерживается главного лозунга Сверхчеловека – “Будь тем, кто ты есть!”

Однажды он слышит крик о помощи и идет искать попавшего в беду “высшего человека”. Ему навстречу попадаются различные персонажи – мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти “высшего человека”.

Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орел и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках “высшего человека”, резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает “вечерю”, где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей “выздоравливающими” и воспевает наступление “Великого Полдня”.

Утром Заратустра покидает свою пещеру.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание романа Ф. Ницше “Так говорил Заратустра”