Краткое содержание рассказа “Цифры” Бунина И. А
Этот рассказ написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Автор обращается к своему племяннику Жене, с которым у него произошла серьезная размолвка, пытаясь и ему и себе объяснить мотивы своего поведения.
Дядя очень любит этого малыша. “Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу”, – так пишет он о племяннике. Но как трогателен бывает этот мальчик, когда сиротливо прижимается к плечу своего дяди!
Стоит ему в эту минуту сказать хоть одно ласковое слово, как малыш
Из-за чего же произошла ссора этих двух так сильно привязанных друг к другу людей?
Приехавший в гости дядя – для мальчика источник самых замечательных открытий. Он привозит ему подарки, учит многим увлекательнейшим вещам. Вот и теперь обещал купить книжки с картинками, пенал, цветные карандаши.
Но главное – обещал научить цифрам!
С детским нетерпением малыш требует немедленного осуществления своей мечты. Но дяде не хочется идти сию минуту в магазин. Он пробует слукавить, говорит, что сегодня царский день (выходной) и магазины не работают.
Племянник
Из тех же воспитательных соображений дядя откладывает это на завтра.
– Ну, хорошо же, дядька! – пригрозил тогда обычно очень ласковый малыш. – Помни ты это себе!
Энергия, которая должна была найти выход в радости от исполнения заветного желания, стала искать иной выход: маленький племянник расшалился не на шутку. Он бегал, опрокидывая стулья, шумел. А за вечерним чаем придумал новую игру: подпрыгивал, бил изо всех сил ногами в пол и при этом громко вскрикивал. Его пробовали унять мама, бабушка.
Наконец и дядя сказал: “Перестань”. На это Женя дерзко ответил: “Сам перестань”. И продолжал подпрыгивать.
Раздраженный дядя схватил его за руку, крепко шлепнул и вытолкал за дверь.
От боли, от острого и внезапного оскорбления мальчик зашелся криком, который перешел в плач. Никто не вышел к нему, чтобы успокоить. Взрослые стойко держались своих воспитательных принципов, хотя сердца их разрывались от жалости. “Было невмоготу и мне, – признается в своей исповеди дядя. – Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?”
Когда мальчик затих, дядя под выдуманным предлогом все-таки зашел в детскую. Женя сидел на полу и играл пустыми спичечными коробками. При виде все еще вздрагивающего от недавних рыданий мальчика у дяди сжалось сердце.
Но он продолжал выдерживать характер.
Племянник посмотрел на дядю злыми, полными презрения глазами и хрипло сказал: “Теперь я никогда больше не буду любить тебя”.
Взрослые сделали вид, что не обращают внимания на малыша.
Кто же разрешил этот драматический и для мальчика, и для взрослых конфликт? Умные, все понимающие взрослые? Нет.
Им мешала какая-то внутренняя преграда. Эта преграда – оставленное в детстве умение не раздумывая следовать искренним порывам сердца. В своей разумной логике они выглядят жестокими. Автор, беспощадно для себя анализируя ситуацию, невольно приводит читателя к этому выводу.
Первым делает шаг к примирению малыш. “Дядечка, прости меня”, – говорит он, обессиленный неравной борьбой. Но в этих словах не столько признание своей вины, сколько стремление восстановить прежнюю гармонию, вернуть любовь.
И дядечка смилостивился, хотя сам всей душой стремился к прекращению этой нелепой ссоры. И вот он уже показывает племяннику цифры. А тот старается быть таким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении, чтобы не рассердить дядю.
“Теперь уже и я наслаждался твоей радостью, с нежностью обоняя запах твоих волос: детские волосы хорошо пахнут, – совсем как маленькие птички”, – признается дядя малышу в своей исповеди, которую тот еще не может прочитать. Это – исповедь перед самим собой.