Краткое содержание рассказа Бунина “Грамматика любви”
Начало июня. Ивлев едет в дальний край своего уезда. Сначала ехать приятно: теплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога.
Затем небо затягивают тучи. и Ивлев решает заехать к графу, деревня которого как раз по дороге. Старик, работающий возле деревни, сообщает, что дома только молодая графиня, но Ивлев все-таки заезжает.
Графиня в розовом капоте, с открытой напудренной грудью курит, часто поправляя волосы и до плеч обнажая свои тугие и круглые руки. Все разговоры она сводит к любви и, между прочим, рассказывает про своего соседа, помещика
Ивлев едет дальше, думает, что за человек был помещик Хвощинский, и хочет взглянуть “на опустевшее святилище таинственной Лушки”. По рассказам стариков-помещиков, Хвощинский когда-то слыл в уезде за редкого умницу, но влюбился – и все пошло прахом. Он затворился в комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…
Вечереет, за лесом показывается Хвощинское. На мрачном крыльце
Молодой человек ведет его в дом, и Ивлев догадывается – он сын знаменитой Лушки.
На вопросы молодой человек отвечает поспешно, но односложно. Он страшно рад возможности дорого продать книги. Через полутемные сени и большую переднюю он ведет Ивлева в холодный зал, занимающий почти половину дома. На темном древнем образе в серебряной ризе лежат венчальные свечи.
Молодой человек говорит, что “батюшка их уже после ее смерти купили… и даже обручальное кольцо всегда носили…”.
Из зала они идут в сумрачную комнату с лежанкой, и молодой человек с трудом отпирает низенькую дверь. Ивлев видит каморку в два окна; у одной стены стоит голая койка, у другой – библиотека в двух книжных шкафчиках.
Ивлев обнаруживает, что библиотеку составляют очень странные книги. Мистические романы и сонники – вот чем питалась одинокая душа затворника. На средней полке Ивлев находит очень маленькую книжечку, похожую на молитвенник, и потемневшую шкатулку с ожерельем покойной Лушки – ниткой дешевеньких голубых шариков.
При взгляде на это ожерелье, лежавшее на шее некогда столь любимой женщины, Ивлевым овладевает волнение. Он осторожно ставит шкатулку на место и берет за книжечку. Это оказывается прелестно изданная почти сто лет назад “Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым”.
Молодой человек считает ее самой дорогой книгой в библиотеке.
Ивлев медленно листает “Грамматику”. Она делится на маленькие главы: “О красоте”, “О сердце”, “Об уме”, “О знаках любовных”… Каждая глава состоит из коротеньких и изящных сентенций, некоторые из которых деликатно отмечены пером. Затем идет “изъяснение языка цветов”, и опять кое-что отмечено.
А на чистой страничке в самом конце мелко, бисерно написано тем же пером четверостишие. Молодой человек с деланной усмешкой объясняет: “Это они сами сочинили…”.
Через полчаса Ивлев с облегчением прощается с ним. Из всех книг он за большие деньги покупает только эту книжечку. На обратном пути кучер рассказывает, что молодой Хвощинский живет с женой дьякона, но Ивлев не слушает.
Он думает о Лушке, о ее ожерелье, которое оставило в нем сложное чувство, подобное испытанному им в одном итальянском городке при взгляде на реликвии святой. “Вошла она навсегда в мою жизнь!” – думает Ивлев и перечитывает стихи, написанные пером на чистой странице “Грамматики любви”: “Тебе сердца любивших скажут: “В преданьях сладостных живи!”. И внукам, правнукам покажут сию Грамматику Любви”.