Краткое содержание произведения “Моцарт и Сальери” Пушкина А. С. по главам (сценам)

Сцена 1
Комната.
Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:
Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстамПридал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты…
Усильным, напряженным постоянствомЯ, наконец, в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людейНашел

созвучия своим созданьям…
Кто скажет, чтоб Сальери гордый былКогда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживеПесок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне – сам скажу – я нынеЗавистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. О, небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
О Моцарт, Моцарт!
В комнату входит Моцарт. Рассказывает, что, проходя мимо кабака, услышал, как слепой старик-скрипач играет Моцарта.
Он привел старика с собой, просит чтобы тот сыграл что-нибудь из Моцарта. Тот играет, страшно перевирая мелодию.

Моцарт смеется. Сальери в недоумении и негодовании:
Мне не смешно, когда маляр негодныйМне пачкает мадонну Рафаэля!
Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил “безделицу”, наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:
Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! – Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:
Я избран, чтоб его
Остановить, – не то мы все погиблиМы все, жрецы, служители музыки,
He я один с моей глухою славой…
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше…
Сцена 2
Трактир.
Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит “Реквием”, который он пишет. Рассказывает историю, как “Реквием” был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен. Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек, и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:
Слушай, брат Сальери,
Коль мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”.
Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные…
Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет “Реквием”. Сальери плачет.
Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсекСтрадавший член!…
Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство –
Две вещи несовместные? Неправда:А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?
(по легенде, Микельанджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание произведения “Моцарт и Сальери” Пушкина А. С. по главам (сценам)