Краткое содержание притч Кирилла Туровского

Ы

Притча о душе и теле

Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении.

Оратор и проповедник Кирилл Туровский (XII в.) использует в своей притче известный сюжет о душе и теле, которые выступают здесь в образах слепца и хромца. В этом произведении интерес представляет не сам сюжет, так как он традиционный, а его толкование (тоже традиционное по сути, но написанное на высоком художественном уровне).

Некий домовитый человек, под которым

автор подразумевает Бога Вседержителя, насадил виноградник. Пища – это слово Божие, а незатворенные врата, которые оставил домовитый человек, – устроение Божьей твари. Далее автор объясняет, что хромец есть тело человеческое, а слепец – душа. Домовитый человек нанимает их обоих сторожить виноградник, думая, что они не смогут украсть сами и поэтому будут хорошими сторожами.

Но хромец и слепец договариваются, что слепец понесет хромца на руках, а тот будет указывать дорогу. Таким образом сторожа обкрадывают своего хозяина. Домовитый человек повелевает прогнать их со службы, а они, обвиняя во всем друг

друга, пытаются оправдаться.

Эта притча завершается также толкованием, но уже сконцентрированном в одномабзаце: если преступает человек заповеди Божии (вданной притче – ограду виноградника), за что его осуждают на смерть, то сначала к Богу приходит душа. Она пытается отпираться и говорит: “Не я, но тело все эти грехи совершило”. Поэтому жеблюдет Бог души до второго пришествия.

А когда придет время Страшного Суда, душивойдут в тела и примут то, что каждому положено.

Повесть о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии

Сюжет произведения восходит к одному из апологов “Повести о Варлааме и Иоасафе”. Этот памятник, как и другие притчи Кирилла Туровского, построен на толковании аллегории. Главный герой “Повести” – царь.

Про него рассказывается, что он, будучи добрым и милостивым к своим людям, был беспечным. Он не боялся, что на него могут напасть, и поэтому не держал ратного оружия. Все время царь проводил с многочисленными советниками и друзьями.

Но однажды ночью в городе поднялся мятеж. Царь не в состоянии разобрать, что случилось: мор, потоп, некий недуг или недовольство властью.

Для того, чтобы узнать, что случилось, царь выходит со своими советниками в город, но так ничего и не понимает, ему не удается узнать причину волнений. Среди советников Царя есть один благоразумный советник, который приводит царя и его дочь к большой горе. В горе царь видит пещеру, из оконца которой сияет светлая заря.

Посмотрев в оконце, царь замечает внутри пещеры жилище, где сидит некий муж, одетый как нищий, а подле него жена, поющая дивные песни. Перед ними стоит Некто красивый и высокий, угощает их и черпает для них вино. Царь, посмотрев на это, воскликнул, что в этой потаенной жизни веселятся лучше и честнее, чем в его державе.

Автор сам подробно истолковывает использованные им аллегорические образы: город – это человек; царь – его ум (достаточно распространенный образ в древнерусской литературе); ратное оружие – пост и молитва, телесная чистота; советники и друзья – житейские мысли, не дающие возможности задуматься о смерти; ночь – слепой мятеж земного мира; благоразумный советник – печаль житейская; дочь царя – душа человеческая; гора – монастырь; приход к горе – принятие человеком обета Богу; муж, одетый как нищий, – инок, иноческий чин; жена, поющая дивные песни, – память о смерти; Некто красивый и высокий – сам Христос; угощение и вино – причастие. Таким образом, дидактика “Повести” заключается в прославлении “потаенной” жизни, то есть монашества. В произведении четко прослеживается идея приоритета духовной власти над светской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание притч Кирилла Туровского