Краткое содержание – Преступление и наказание – Достоевский

Ф.М. Достоевский – роман “Преступление и наказание”.

Образ противоречивого героя, мучительно раздвоенной лич­ности создал Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Об этой двойственности говорит уже сама фами­лия его – Раскольников. Душа этого героя словно раскалы­вается надвое после совершения им преступления.

Родион Раскольников, главный герой романа, – молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридичес­кого факультета. Он “хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом

выше среднего, тонок и строен”. Раскольников – человек добрый, чуткий, наделенный чув­ством сострадания.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает Мармеладовым.

Семья героя бедствует. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Сам же он вынужден оставить обучение из-за недостатка средств.

Стремясь помочь близким и проверить свою теорию о двух ти­пах людей, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, грабит дом. Причем доминирует в мотивах преступления его именно желание проверить

свою теорию.

Достоевский неоднократно подчеркивает двойственность образа Раскольникова. В первой, экспозиционной части ро­мана Раскольников изображен в двух ипостасях: с одной сто­роны, он альтруист, готовый отдать последнее, помочь людям; с другой стороны – это мизантроп и циник, одинокий и не­людимый человек, холодный философ, готовый совершить убийство. Попеременно эпизоды романа показывают то одну, то вторую сторону души Раскольникова.

Так, противоречи­вость натуры героя проявляется в его общении с матерью и сестрой, с Разумихиным и Порфирием Петровичем. Все они чувствуют роковую раздвоенность личности Родиона. Так, мать, глядя на него, порой не понимает собственных чувств: “И как это у него все хорошо выходит… И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему и обняла его, и… заплакала, – а боюсь, боюсь!

Ну чего я боюсь?…”. Умной, наблюдательной Дунечке тоже кажется странным поведение брата: “Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирится, и прошения просит, точно службу служит или урок затвердил”. Порфирий Петрович, думается, сумел разгадать натуру Раскольникова.

Он называет его “наиблагороднейшим” человеком, а в пре­ступлении его видит “книжные мечты”, “теоретически раздра­женное сердце”.

Также противоречивость натуры героя отражается и в его снах. В этом плане очень важен первый сон Раскольникова, в котором озверевший Миколка забивает несчастную лошаден­ку, которая “даром хлеб ест”. В этом сне Родион-ребенок бро­сается на него с кулачками и горько рыдает. Чистая, детская натура героя безудержно протестует против совершаемого на­силия (и в том числе против спланированного убийства).

Этот сон композиционно противостоит сцене убийства, в кото­рой торжествует темный аспект души героя. В последующих частях романа мотив внутренней раздвоенности души Рас­кольникова получает дополнительную разработку. Изобра­жается болезнь Раскольникова, внутренние и внешние мо­нологи героя.

Достоевский подчеркивает эту гротескную двойствен­ность положения героя мотивом смеха, который сопровожда­ет образ Раскольникова. За минуту перед убийством старухи “ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась”. Откровенно и нагло сме­ется над ним старуха, когда он во сне убивает ее вновь; смеет­ся кто-то в соседних комнатах. “Положение Раскольникова трагично – и вместе с тем смешно, но в философском контек­сте романа это – высший смех, это истинная нравственная оценка идей и поступков героя”, – писал М. Бахтин.

После преступления герой переживает состояние крайнего одиночества, которое охватывает его душу “мертвым холодом”. Однако человеческая натура его не может смириться с проис­ходящим. Поэтому душевная борьба героя становится все ос­трее и напряженнее, мысли – тяжелее, запутаннее. Расколь­ников, по своей теории, должен отказаться от всех тех, ради кого он пошел на преступление, потому что они – “твари дро­жащие”, люди низшего разряда.

Все яснее он чувствует связь своей теории со взглядами Лужина и Свиригайлова, которых считает негодяями. И все это делает положение героя невыно­симым.

Достоевский развивает здесь идею искупления преступле­ния страданием. Лишь через болезненную ломку собствен­ных убеждений, отказ от своей теории Раскольников посте­пенно обретает хоть какую-то душевную гармонию, общность с людьми. И происходит это в тот момент, когда он соприка­сается человеческим страданием, начинает живо участвовать в нем.

Это происходит в доме умирающего Мармеладова, ког­да Раскольников помогает его семье. Этот мир простых лю­дей, по мысли Достоевского, и есть та ниточка, которая ведет к духовному воскресению.

Процесс этот писатель подчеркивает символической дета­лью: герой спускается от Мармеладовых по лестнице – “схо­дит с вершин страдания человеческого, с петербургской Гол­гофы, с такого же четвертого этажа, где он принес себя в жер­тву своей “идее””. На лестнице его нагоняет сначала священ­ник, затем Поленька, которая благословляет Родиона на новый путь. Этот образ невинного ребенка олицетворяет собой то лучшее, что есть в человеческой природе.

И именно с этим соприкасается герой.

В духовном воскресении Раскольникова важную роль иг­рает Соня. Сначала он мучит и терзает ее, желая найти в судь­бе ее подтверждение своим идеям. А потом открывается до конца, и она помогает ему.

Кульминация отношений героев – чтение главы из Евангелия. Погубив в себе человека, Расколь­ников не верил в его воскресение. Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно. Так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере.

И как тот был завален камнем, так и герой Достоевского был погребен под отчаянием и безысход­ностью. Веря в воскресение Лазаря, Соня поверила и в Рас­кольникова и спасла его этой верой.

Достоевский не дает увидеть читателям полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. Духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика перекликается в романе с сим­воликой воскресения Лазаря.

В конце эпилога упоминается также еще один библейский персонаж – Авраам. В книге Бы­тия это первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Важ­ная христианская тема романа – обращение Бога к человеку и обращение человека к Богу.

Перед человеком неизбежно вста­ет вопрос, какой избрать путь – добра или зла. Примирение с Богом и людьми – духовный подвиг, результатом которого будет рост личности. Бунт и сопротивление ограничивают че­ловека в его мирке, отчуждают от людей.

Соня говорит, что Раскольников отошел от Бога, и за это Бог его наказал, “дья­волу предал”. В финале же от бунта герой приходит к смире­нию. Соня дарит ему Евангелие.

Таким образом, к истине, к самому себе герой Достоевско­го идет через страдание. И в этом заключалась общая идея романа. В черновиках “Преступления и наказания” писатель замечает: “Человек не родится для счастья. Человек заслужи­вает свое счастье, и всегда страданием.

Тут нет никакой не­справедливости, ибо жизненное знание и сознание… приоб­ретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание – Преступление и наказание – Достоевский