Краткое содержание “Повести об убиении Андрея Боголюбского”

В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение от отца Вышгород, резиденцию киевских князей, но он предпочел удалиться на север и основал каменный город Боголюбове, недалеко от Владимира. Возлюбив с юных лет Христа и пречистую Богородицу, князь Андрей воздвиг в центре города церковь Рождества Богородицы. И украсил ее драгоценными иконками, золотом, и дорогими каменьями, и жемчугом крупным, бесценным – блеском осыпал ее так, что больно было смотреть, ибо вся она в золоте стала.

Всякий, видевший это чудо, не мог передать словами невероятной ее красоты. Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал: к нему он ворота золотые соорудил, построил во Владимире храм Успения Богородицы, не уступавший по роскоши боголюбскому. Кроме того, он создал многие другие церкви и монастыри.

Князь был кормильцем для монахов и нищих, и для людей всякого звания он был как любимый отец. Помня слова Господа “и кто не поит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей”, он велел каждый день возить по городу еду и питье, и ни одному нищему, приходящему к нему с просьбой, не отказывал в подаянии, считая, что будто это Христос, пришедший его проверить. У князя было много достоинств, и все привычки его были благородны: ночами он входил в церковь и зажигал свечи и, видя образ Божий и изображения святых, смирялся духом; сокрушенный сердцем, вздыхал и оплакивал грехи свои.

Возлюбив бессмертное выше тленного, небесное более кратковременного, а жизнь со святыми у вседержителя Бога больше царства земного, он был вознагражден достоинствами, точно мудрый Соломон.

Но всякий, живущий в добродетели, не может не иметь врагов. Князь Андрей, заранее узнав о готовящемся злодейском убийстве своем, ничего не предпринимал, говоря: “Господа Бога, моего вседержителя и творца своего, избранный народ на кресте пригвоздил, сказав: “Пусть кровь его будет на нас и на детях наших”. Он вспомнил также слова святых евангелистов: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”.

Этот же боголюбивый князь не за друга, но за самого Творца душу свою положил.

Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. Был у князя слуга Яким, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, он примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам; как когда-то Иуда к евреям, стремясь угодить отцу своему, сатане, и стал говорить: “Сегодня его казнил, а завтра – нас”. И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.

Настала ночь. Схватив оружие, пошли они на князя как дикие звери, но, пока шли к спальне его, пронзил их страх и трепет. И, спустясь в погреба, напились они вина. Главарем убийц был Петр, зять богатых бояр Кучковичей – всего же вступивших в греховный заговор было двадцать человек, в том числе ключник князя Анбал.

Выломав дверь в княжескую спальню, убийцы набросились на Андрея. Блаженный вскочил, хотел схватить меч, но не было на месте оружия, ибо спрятал его в тот день ключник. Князь был силен: одного из убийц он швырнул под себя, но ему нанесли раны мечами и саблями, и воскликнул он: “О, горе вам, бесчестные!

Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам!”. Решив, что князь убит, заговорщики скрылись, князь же, превозмогая боль, со стонами спустился с крыльца и обратился к Богу: “Хоть и много я согрешил, Господи знаю, что милостлив ты, когда видишь плачущего Если кровь мою и прольют, то причти меня к лику святых твоих мучеников”.

Один из заговорщиков, услышав голос князя, позвал всех остальных. Проклятые подскочили и прикончили его. Петр отсек ему правую руку.

Заговорщики вошли в палаты, забрали золото, драгоценности и, погрузив на лучших княжеских лошадей, отослали себе по домам. А сами, схватив заветное оружие князя, стали собирать воинов, говоря: “Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружина?” И собрали отряд, послав во Владимир весть: “Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и среди вас есть наши сообщники”.

И ответили владимирцы: “Кто вам сообщник, тот пусть будет с вами, а нам нет нужды” – и разошлись, и ринулись грабить. Приехал на княжий двор Кузьма, киевлянин, и стал расспрашивать, где убит господин. Ему ответили: “Вон лежит, выволочен в сад. Но не смей его брать, все решили бросить его собакам.

Кто же приступит к нему – тот враг нам, убьем и его!”. И начал оплакивать князя Кузьма, а потом, не испугавшись угроз, отнес тело в церковь. Но покойник лежал в притворе два дня и две ночи, так как холопы были пьяны и не хотели признать господина.

На третий день пришел игумен Арсений, тело внесли в церковь и совершили обряд отпевания.

В то время много случилось бед: дома посадников и управителей разграбили, а самих их, и слуг, и стражей убили. Разбой перекинулся и на Владимир. Пока не стал ходить Микула с образом святой Богородицы в ризах по городу – тогда остановились грабежи.

Когда в Боголюбове улеглась смута, решили перенести тело князя во Владимир. Народ не мог удержаться от слез, и, рыдая, люди говорили: “Уже ведь не к Киеву, господин наш, ты поехал! В ту церковь владимирскую под золотыми воротами, которую сделать велел, сказав: “построю церковь такой золотой же, как и ворота, – пусть будет во славу всей моей родине!”.

И так плакал по нему весь город, и, тело его убрав с честью и с песнями, положили его в церкви Святой Богородицы, которую сам он воздвиг.

Апостол учит: “Кого любит Бог – того и наказывает, и побивает всякого сына, какого приемлет; ибо коль наказание претерпите – точно сыном становитесь Богу”. Ибо Бог не поставил прекрасного солнца на месте одном, чтобы оттуда освещать всю вселенную, но устроил ему восхождение, зенит и закат. Точно так и слугу своего, князя Андрея, – не взял к себе безвозмездно, а дал ему подвигом душу спасти, кровью омыв прегрешения свои, и с братьями Борисом и Глебом согласно к Богу прийти.



Краткое содержание “Повести об убиении Андрея Боголюбского”