Краткое содержание “Повести об Азовском сидении”

К царю Михаилу Федоровичу приехали донские казаки, сидевшие от турок в осаде в Азове. И сидению своему роспись привезли:

В лето 7149 (1640) июня в 24 день прислал турецкий султан могучую рать под началом пашей своих, чтобы живыми нас закопать и засыпать горою высокою. И не было числа той рати, да еще пришли Крымский хан, да наемные люди немецкие, мастера приступов и подкопные мудрости знающие.

И вот пришла рать басурманская – где степь была чистая, тут стали в один час будто леса непроходимые, темные. От людей множества земля прогнулась вся,

из реки Дона волны потекли на берег, как в половодье весеннее. Наставляют шатры турецкие, пошла пальба мушкетная и пушечная. И повисла над нами словно страшная гроза небесная, когда гром идет от Владыки небес.

От огня и дыма даже солнце померкло, в кровь обратилось, наступила темень темная. Трепетно нам стало, но и дивно видеть стройный их приход басурманский: не видал из нас никто на своем веку столь великой рати, в одном месте собранной.

Того же дня прислали посла и толмачей. И сказал посол: “О, казачество донское и волжское, свирепое! Соседи наши ближние!

Лукавые убийцы, разбойники непощадные! Прогневали

вы царя турецкого, взяли его любимую вотчину, славный Азов-город, затворили море синее, не даете проходу кораблям по морю. Очистите Азов-город в ночь сию, не мешкая.

Берите свое серебро-золото да идите к своим товарищам. До утра же коль останетесь, отдадим вас на муки лютые и грозные. Раздробим всю плоть вашу на крошки дробные.

А коль служить султану восхочете, то простит государь ваши казацкие грубости”.

Вот ответ из Азова казаческий: “Мы про вас знаем-ведаем, почасту ведь на море иль на сухом пути с вами встречаемся. А султан ваш куда ум девал? Всю казну спустил, нанял из стольких земель мудрых немецких солдат и подкопщиков. Но никто зипунов наших казацких даром не брал.

Надежа у нас на Бога и Мать Богородицу, а государь наш царь Московский. Прозвище же наше вечное – казачество великое донское бесстрашное”. Получив ответ, послы отъехали, воины же разбирались по полкам своим, всю ночь до утра строились.

Поначалу пришли под стены немецкие подкопщики, за ними рать янычарская; а потом и вся орда пехотою к крепости бросилась. Начали стены и башни топорами сечь. А по лестницам приставным многие на стены взошли.

Все подкопы наши тайные, которые из города далеко в поле мы загодя уготовили, обвалились от силы несметной. Но не зря мы их делали, сгинули в обвалах у них тысячи, да и сами подкопы взрываться стали, порохом и дробью набиты были. И погибло в первый приступ турок двадцать две тысячи.

На другой день, как светать стало, опять прислали послов, просили убитых дать собрать. А за каждого янычарского вождя давали по золотому червонцу, а за полковника по сто талеров. Но мы им ответили: “Не продаем мы никогда трупу мертвого, дорога нам слава вечная!” В тот день боя не было.

Собирали они убитых до ночи. Выкопали глубокий ров, всех убитых сложили и засыпали, поставив столбы с надписью.

На третий день стали они вести к нам земляной вал, гору высокую, многим выше Азова-города. Той горою хотели покрыть нас. Привели ее к нам в три дня; мы же, видя ее, поняли, что от нее смерть наша, просим у Бога помощи, простились друг с другом последним прощанием и пошли на прямой бой, воскликнув все одним голосом: “С нами Бог!”. Услышав тот клич, не устоял ни один из них против нас лицом к лицу, побежали все от горы той губительной.

Взяли у них на том выходе 16 знамен да 28 бочек пороха. Тем же порохом, подкопав под гору высокую, разбросали ту гору всю. Тогда стали они строить гору новую и, поставив на той насыпной горе все орудия, начали бить по Азову день и ночь.

Ни на один час шестнадцать дней и шестнадцать ночей не умолкали пушки. От стрельбы той пушечной все азовские крепости рассыпались – стены, башни, церковь Предтечева, дома – все с землей сровнялось. Во всем городе уцелела наполовину только церковь Николы, что стояла на спуске к морю, под гору.

Мы же все от огня сидели по ямам, выглянуть из ям не давали. Тогда стали мы копать в земле, под их валом дворы себе тайные, а от тех тайных дворов провели двадцать восемь подкопов под их таборы. Выходили ночью на пехоту янычарскую и били ее. Теми вылазками учинили им большой урон и нагнали на них страху великого.

Они тоже стали копать, чтоб выйти в подкопы наши и подавить нас числом-множеством. Но мы их подкопы устерегли и порохом разметали.

А было всех приступов к нам под город Азов двадцать четыре, но такого большого, как в первый день, уже не было. Начали они посылать всякий день на приступ новых людей. День одни бьются, ночью до свету другие их сменяют, чтоб истомою осилить нас. И от такого зла и ухищрения, от бессония и тяжких ран, от духу смрадного трупного утомились мы и изнемогли болезнями лютыми.

Только на Бога надеялись. Прибежим, бедные, к Предтечеву лику, горькими слезами расплачемся ему и Николе: “Чем мы вас прогневали? Поморили нас бессонием, дни и ночи беспрестанно с ними мучаемся. Уже ноги наши подогнулися, уже руки наши замертвели, не служат нам, никакого оружия держать не можем”.

Подняли на руки иконы чудотворные – Предтечеву и Николину – и пошли на вылазку. И побили, вышед вдруг, шесть тысяч. Они же, видя, что стоит над нами милость Божия, перестали присылать людей на приступы.

Тогда стали на стрелах они ярлыки метать, пишут, что просят пустого места азовского, а каждому молодцу, кто уйдет, выкупа по 300 талеров серебра чистого и по 200 талеров золота красного. “Уйдите с серебром и с золотом к своим товарищам, оставьте нам место пустое, азовское”. А мы пишем: “Не дорого нам ваше собачье золото, а дорога нам слава вечная! Знайте теперь, каково приступать к казаку русскому. На костях ваших сложим Азов лучше прежнего!”.

А всего нашего сидения в осаде было 93 дня и 93 ночи. Сентября же в 26 день в ночи неожиданно снялись они из своего лагеря и побежали, никем не гонимы. Как увидели, что уходят они, пошла на таборы наша тысяча, многих языков взяли.

От них и узнали, что было им ночью видение страшное, оттого и побежали они. Сказали языки те, что побито под Азовом их 96 тысяч.

“Мы же, кто остался цел, ранены все переранены, нет у нас человека целого, крови не пролившего. И просим мы царя Михаила Федоровича принять с рук холопов своих Азов-город. Сами же мы не бойцы теперь, а старцы увечные; одно у нас желание – постричься в монастыре Предтечи: такое обещание дали мы пред его образом в осаде, если выживем”.

Нынешнего же 7150 года по прошению турецкого султана Ибрагима государь царь и великий князь Михаил Федорович велел донским атаманам и казакам Азов-град покинуть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание “Повести об Азовском сидении”