Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи)



Существует замечательная муромская “Повесть о Петре и Февронии”. Ее герои – исторические лица, которые княжили в городе Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. В этой популярной в свое время повести историчны только имена.

Жили два брата – Петр и Павел. Павел правил своим городом, а Петр – своим уделом. Как-то, когда Петр приехал проведать брата, он заметил глубокую печаль в его лице.

Зашел к княгине и видит – рядом с ней сидит второй Павел. Смутился Петр, вернулся, стал спрашивать брата, как это понимать. А Павел ему ответил,

что у княгини сидел не он, а змий в его образе.

Прилетает он в дом, ударится оземь, примет образ Павла и идет в покои княгини, там они целуются-милуются. Больно стало Петру за брата, и он спросил: отчего умрет змей окаянный? Брат ответил: “От Агрикова меча, от Петрова плеча”.

Понял Петр, что это он должен уничтожить змия. Но где достать Агриков меч? Он молился, молился, и было ему видение.

Овладел Петр Агриковым мечом, вступил в кровавый бой со змием и разрубил его мечом. Но вот беда – кровь окаянного, брызнув, попала на Петра, и тот покрылся струпьями. Никакое лечение не помогало.

Отправили

отроков искать лекаря. Один из них забрел в чей-то двор, зашел в избу, там девица ткет, а перед ней заяц прыгает. Стал он ее расспрашивать. Она отвечает, что зовут ее Февронией, что, если были бы в доме уши и глаза, она бы встретила его как следует, что отец с матерью “поидоша в заем плакати”, а брат через ноги в лицо смерти своей смотрит.

Удивился отрок чудным речам, попросил объяснить, о чем это она. Девица сказала, что “уши” – собака, “глаза” – ребенок; будь они в доме, она была бы предупреждена о его приходе и переоделась бы. Родители пошли оплакивать покойника (когда придет их черед помереть, и по ним будут плакать), а брат – древолаз, мед снимает с деревьев, многие так лазали и расшибались.

“Чудная девица, – подумал отрок, – а вдруг она и князя нашего вылечит”. А она говорит, что смогла бы, если князя привести к ней. Отрок возмутился: как она смеет требовать к себе князя!

Но Феврония сказала, что князя нужно привести к ней и, если он будет смиренен в ответах, то выздоровеет.

Вернулся отрок, доложил князю, тот поехал к Февронии. Посылал сначала к ней слугу. Слуга посулил Февронии богатую награду.

Но та заявила, что князь должен на ней жениться. Князь обещал. Феврония дала ему мазь и велела после бани смазать ею все струпья, кроме одного. Он так и сделал, очистился, но жениться на мужичке не захотел и через некоторое время снова весь покрылся нарывами.

Пришлось ехать к Февронии. Она снова дала ему мазь. Он опять очистился, но на этот раз женился на Февронии, и стали они княжить. Однако боярам очень не нравилась Феврония с ее крестьянской простотой и привычками.

Стали они ее донимать, обвинять в нарушении чина – ничего не вышло, уж больно умна была Феврония. Тогда просто попросили: “Отоидеши, амо же хощеши!” Она согласилась уйти, но только с князем. Они отчалили на корабле.

А в Муроме тем временем начались беспорядки, борьба за власть. “Мнози бо вельможа во граде погибоша от меча”. Оставшиеся в живых стали умолять князя вернуться в Муром и по-прежнему “державствовать” в нем. Петр и Феврония вернулись.

Шло время, состарились они, приняли пострижение, но уговорились умереть в один день и час и чтобы их похоронили в одном гробу. Но не сразу им удалось осуществить задуманное. То она работу должна закончить, то он делом занят.

Но наконец сговорились и померли, как хотели. Однако люди уложили их не вместе, а как привыкли – каждого в свой гроб. Гроб с телом Петра поместили в Муроме в церкви Богородицы. А гроб с телом Февронии – “вне града”, в женском Воздвиженском монастыре.

Наутро оба гроба оказались пустыми, а тела усопших супругов “обретоста в едином гробе”. И так дважды. Пришлось примириться, похоронить их вместе.

Так были они погребены, а чуть позже причислены к лику муромских святых.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи)