Краткое содержание “Повести о Еруслане Лазаревиче”
Жил царь Киркоус, и был у него дядя Лазарь. Сын князя, Еруслан Лазаревич, в десять лет был изгнан из царства. Его недюжинная сила приносила во время игр со сверстниками одни беды: кого он возьмет за руку – тому руку вырвет, а кого за ногу – тому ногу выломает.
Взмолились князья и бояре: “Либо нам в царстве жить, либо Еруслану”. И сказал Еруслан расстроенному отцу: “Не тужи, батюшка, вели поставить для меня около моря палаты каменные, буду там жить один”. Однажды его уединение нарушил старый конюх отца, который узнал, что юноша опечален
На следующее утро он пригонит к берегу целое стадо, а впереди будет самый резвый жеребец, его-то и должен поймать Еруслан. Юноша справился с этим и дал своему доброму коню имя – вещий Араш.
И решил Еруслан проверить надежность своего нового друга, и выехал в чистое поле навстречу рати великой. Это была, как оказалось, рать царя Киркоуса и в ее рядах отец Еруслана. Вышла рать на бой против Данилы, князя Белого, грозящегося взять в плен Киркоуса и все его царство.
Еруслан
Одно из двух: либо добиться корысти, либо богатырской славы”.
Отъехав от царства Киркоуса, Еруслан увидел побитую великую рать Феодула-змея. Победил ее князь Иван, русский богатырь, добивающийся руки дочери Феодула. Захотелось Еруслану помериться силою с первым русским богатырем. Съехались они в чистом поле, ударил Еруслан богатыря копьем против сердца тупым концом и свалил с коня на землю.
Стало жаль Еруслану убивать Ивана, и молвил он: “Мы не враги, а захотели с тобою потешиться, и плеча своего испытали, будем же отныне братьями”. Они побраталися и поцеловалися. Вскоре Еруслан побеждает Феодула-змея и выдает замуж его дочь-царевну за князя Ивана.
Из их разговора Еруслан узнает, что где-то в поле кочуют две царевны, у которых даже служанки краше жены Ивана, и что есть человек храбрее Еруслана и зовут его Ивашко – Белая поленица. Он стережет индийские границы, и никто еще там проехать не сумел.
Еруслан подосадовал и стал думать, что ему делать: искать ли тех двух царевен, или сразиться с Ивашкой, или поехать к отцу да к матери челом ударить. Решив, что родители в разлуке с ним состарились, а царевны и Ивашко – Белая поленица от него не уйдут, он поехал к родителям. Он застал царство Киркоуса разоренным и, едва разыскав там одного человека, узнал от него, что уже третий год пошел с тех пор, как вероломный князь Данила Белый завоевал все царство, а самого Киркоуса, отца Еруслана и двенадцать богатырей взял в плен.
Заплакал Еруслан при этой вести и пожалел, что поверил коварному Даниле.
Поехал он на коне своем Араше во владения Данилы и пробрался в темницу, в которой сидели пленники с выколотыми глазами. От отца Еруслан узнал, что они могут прозреть, если помажут глаза свежей печенью и горячей кровью Зеленого царя. Живет тот царь на море, и никакой богатырь не может его одолеть.
Закручинился Еруслан потому, что был он еще молод и неопытен, но, помолившись Спасу, сел на коня и отправился на поиски Зеленого царя. С помощью девицы-волшебницы, обратившейся в птицу, он его нашел. В дороге Еруслану встречается говорящая голова храброго богатыря, погибшего при сражении с Зеленым царем.
Она дала Еруслану меч и научила, как убить Зеленого царя. Убив царя, взяв его печень и горячую кровь, Еруслан вернулся в царство Данилы Белого. Он привел его к темнице, где находился царь Киркоус, и тот его ушиб о землю до смерти.
Затем Киркоус, отец Еруслана и двенадцать богатырей, помазав глаза, прозрели. Жестоко расправившись со своими недругами и позаботившись о тех, кто был к нему добр, Киркоус вернулся в свое царство и, устроив его лучше прежнего, зажил в нем безмятежно.
Еруслан же поехал в чистое поле казаковать. Прошло много дней, и очутился он на индийской границе. Стерегущий ее Ивашко – Белая поленица возмутился появлением пришельца и вызвал его на бой. “Два богатыря в поле не живут” – и убил Еруслан Ивашко.
В Индийском царстве Еруслан уничтожает чудище о трех головах, обитавшее в озере, пожиравшее каждый день по человеку и назавтра готовившееся сожрать царскую дочь. На дне озера Еруслан нашел драгоценный камень, какого не было на всей индийской земле. В награду за убийство чудища царь отдает за Еруслана замуж свою дочь.
В первую же брачную ночь Еруслан, однако, покидает жену, узнав, что в солнечном городе живет царевна намного ее краше. Он отправляется на поиски новой красавицы, велев жене, если у нее родится сын, надеть ему на руку добытый им в озере драгоценный камень.
Прибыв в солнечный город, Еруслан зажил с красавицей царевной. Жену свою он забыл, а меж тем она произвела на свет сына и назвала его также Ерусланом. Мальчик рос таким же богатырем, как его отец.
Когда ему исполнилось двенадцать лет, он за хотел “потешиться царскою потехой”, но “добрых родов царские дети и великих князей” стали бесчестить его и называть незаконным сыном. Он пожаловался матери, и та объяснила ему, чей он сын и куда уехал отец. И выбрав себе доброго коня, оседлав его и взяв в руку булатное копье, поехал Еруслан Ерусланович на поиски отца.
Приехал он к солнечному городу, встал на мосту и свистнул богатырским голосом. Его отец сказал царевне: “Не простой то человек крикнул, свистнул сильный богатырь”. И приготовился к бою. Вооружившись копьями, съехались богатыри.
Сын схватился за копье отца, рука его оголилась – и Еруслан по камню узнал сына. И покинул Еруслан Лазаревич свою красавицу царевну, и с сыном своим приехал в Индийское царство к законной жене. Подарил индийский царь Еруслану половину своего царства.
Сын же, Еруслан Ерусланович, поехал в чистое поле гулять-казаковать на добром коне, вещем Араше, искать царей и королей, и сильных богатырей, и удалых людей. Захотел заработать себе честь и славу.