Краткое содержание повести Айтматова “Первый учитель”

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина – рассказ главной героини о своей жизни. Все повествование ведется от первого лица: первая и последняя части – от лица рассказчика, середина – от лица академика.

Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для нее. Он вспоминает свое детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест – два больших

тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют “школой Дюйшена”.

Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.

Художник получает телеграмму – приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу – академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе.

От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привез Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие

с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву.

Позже она пишет художнику письмо и просит донести ее историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живет в семье тетки, которая тяготится девочкой. Ребенок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу.

Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин – символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: “Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело!..

Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг… нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся… невиданный прежде мир…”

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тетка выгоняет Алтынай к дальним родственникам – старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздается “гнусавый, утробный вой”. Волк! И не один.

Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают – человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две “молоденькие сизоствольные топольки”. Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить ее в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: “горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого еще мне мира”.

Вскоре в школу является тетка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и еще двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тетка отдала ее во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай.

Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везет Алтынай на станцию – она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слез, кричит “Алтынай!”, будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом – в Москве в институте. В письме она признается Дюйшену, что любит его и ждет. На этом обрывается их переписка: “я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться”.

Начинается война. Алтынай узнает, что Дюйшен ушел в армию. Больше о нем нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась.

Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: “У нас дети, семья, живем мы дружно. Я теперь доктор философских наук”.

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: “…не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почетном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель… – старый Дюйшен… я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат “школой Дюйшена””.

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над еще не написанной картиной: “…мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошел до вас, а стал бы нашим общим творением?” Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своем полотне.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание повести Айтматова “Первый учитель”