Краткое содержание поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” (Второй вариант)

От автора

Стихотворение, открывающее цикл поэтических повествований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Теркиным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что настоящее знакомство еще только впереди – когда бойца увидят в деле. Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Теркиным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла. Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жизни, а закончилась для каждого по-своему.

Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала.

На привале

Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным – солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он оказывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин – “хват” не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собравшиеся вокруг него. Солдат объясняет всем на привале, что такое “сабантуй”, так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя.

Теркин учит, что главное для бойца – не терять самообладания и не унывать. По виду солдата становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.

Перед боем

Автор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: солдаты не бежали от войны, а шли за ней – двигались за смещавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин. Как “более идейный” он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизменно сводились к одному: “Не унывай!” Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой – нибудь боец.

И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки. Пока отдыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить.

Переправа

В стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные – кто уцелел при обстреле – закрепились на левом берегу в ожидании.

Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плывущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, выслушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить переправу при огневом прикрытии.

Боец шутит и просит наградить его стопкой, “потому как молодец”, чем поднимает настроение остальных.

О войне

Обращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата. Вывод Теркина (и автора): главное – исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело.

Теркин излагает эту мысль простым языком, без высоких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог – как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей.

Теркин ранен

Выполняя приказ “делать связь”, Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало наступавшее подкрепление.

О награде

Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщеславия. Почетно вернуться домой с наградой – сразу становишься первым парнем на любой сельской гулянке.

А главное – тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

Гармонь

Вернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони – с ней бы лучше согрелись. Выясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.

Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Теркину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в память об ушедших, зачастил “стороны родной, смоленской грустный памятный мотив”, а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс.

Тогда водитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и дальше пела в умелых руках в память о погибшем командире.

Два солдата

Когда рота останавливается в одной из деревень, Теркин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен молодым бойцом.

Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед старухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец говорит, что немца Красная армия побьет.

О потере

Один из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно переживая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет – беда. Но потом начинает возражать, уверяя, что есть потери и похуже.

Принимается рассказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.

Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыдно и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь – стыдно и страшно потерять Родину.

Поединок

Автор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Теркина в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух солдат – советского и вражеского. А раз так, то нельзя не победить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.

Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом – это не с бабами воевать. Но “война не вся”, впереди еще много таких боев.

От автора

Небольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лишний раз напоминает, что его стихи – “без особого сюжета”, поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них солдат – обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от “осколка-дурака”.

В строках звучит призыв к бойцам верно служить Родине.

“Кто стрелял?”

Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание майского жука. Неожиданно с неба раздается другое “жужжание” – показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем.

Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Генерал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит “орден как с куста”.

Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет.

О герое

Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал настоящего героя – с орденом. И было Теркину обидно за родной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и словно все там особое.

Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина – сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную землю он старался, а не за личную славу.

Генерал

Теркин расположился на отдыхе – сушит выстиранную одежду и нежится на солнце. На войне таких деньков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. Пришлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку.

Дается описание генерала, краткий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех. Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно – крепкое рукопожатие генерала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: Дом сейчас на занятой немцами территории.

Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывается: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца.

О себе

Небольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое.

Бой в болоте

Третий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз.

Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, неплохо вооружены – разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели “Москва моя”. Не стоит сетовать на трудный бой – со временем он будет памятен, словно освобождали большой город.

О любви

Поэт славит женскую любовь, которая в тяжелые минуты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен автор, “на войне сильней войны и, быть может, смерти”. Много дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых. И сам солдат, читая такое “письмецо”, полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь?

Любовь к солдату-защитнику делает всех жен удивительно добрыми. Автор советует женщинам писать бойцам чаще: это для солдат – лучшая награда.

Отдых Теркина

Пока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца такой рай – не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нельзя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его – на фронте.

И спешит подлечившийся солдат вернуться в строй.

В наступлении

Бойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: “За Родину! Вперед!” – командует он.

Селение взято. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина.

Смерть и воин

Теркин тяжело ранен, к нему в облике старухи является смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отступить. В обмен предлагает покой.

Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом повезет и вернется, то непременно калекой. На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть всеобщую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь – он решает жить, во что бы то ни стало.

Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых.

Теркин пишет

Письмо Теркина из больничной палаты боевым товарищам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не унывать. Он обещает непременно вернуться “в родную часть”, чтобы – если уж суждено будет погибнуть от пули – встретить смерть среди друзей.

Теркин-Теркин

Вернулся Теркин в родной полк, не может с ходу привыкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернувшимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин – Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоящий – балагур, гармонист, герой, имеет награды.

А то, что рыжий – так это даже лучше, таких девушки больше любят. И уж засомневался Теркин – может, он не настоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали “своего Теркина”, и велит всем спать.

Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы.

От автора

Небольшое отступление. Стихотворение написано поэтом в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают – кто “видел”, кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька.

Автор успокаивает читателей: не погибнет Теркин, “коль войне не вышел срок”. И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли.

Дед и баба

Вновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у гостеприимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремонтированных им часах. Все теперь по-другому: тогда отступали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь – стал героем, вновь случится отступать – будешь просто рядовым, как когда-то.

В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому.

На Днепре

Наконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы – с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом – бойцы Красной армии.

Про солдата-сироту

Когда рота остановилась под Смоленском, один из солдат отпросился у командира посетить родное село. Оказалось, там почти все погибли, включая и семью бойца, который остался сиротой. Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и героев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через испытания войны и спасал Родину, зная, что “плакать некому о нем”.

Автор велит всем помнить о “слезе его святой”, которую проронил боец, осиротев на войне.

По дороге на Берлин

Рота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители – как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина – для всех солдат мать.

Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с собой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с конем – не положено. Но один из бойцов успокаивает: “Скажешь, Теркин разрешил!”

В бане

“Глубоко в Германии” солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попариться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны – вехах фронтовых дорог. И в парной, как на войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает усталости.

И в бою, и в “банном труде” одинаков русский человек.

От автора

Заключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототипом в той или иной мере послужил каждый русский солдат.

Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал “о сущем чуде” – чтобы от его выдумки, “на войне живущим людям было чуточку теплей”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткое содержание поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” (Второй вариант)