Краткое содержание “Моцарт и Сальери”
Пьеса А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора “Маленькие трагедии”. Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки – через упорный труд и вдохновение. В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности.
Несмотря на то, что оба героя трагедии “Моцарт и Сальери” условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.
Главные герои
Сальери – пожилой композитор,
Моцарт – молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери.
Краткое содержание
Сцена 1
Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув “праздные забавы”. Для Сальери искусство было подобно ремеслу.
Он, “звуки умертвив”, музыку “разъял, как труп”, и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.
Творя
К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга “нежданной шуткой угостить”, привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений.
Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его.
Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:
“Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я”.
Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что “божество мое проголодалось”. Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.
Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен “остановить” Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:
“Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы”.
Сцена 2
Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил “человек, одетый в черном”. Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся.
Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:
“Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит”.
Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать “Женитьбу Фигаро”. Моцарт интересуется: правда ли, “что Бомаше кого-то отравил?”, но сам не верит в это:
“Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?”.
Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за “искренний союз, связующий Моцарта и Сальери”, после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:
“Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг”.
Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:
“Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?”.
Заключение
В трагедии “Моцарт и Сальери” Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его “божественного” гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа “Моцарта и Сальери”, а оценить полный вариант гениальной трагедии.