Краткое содержание Митина любовь в сокращении (Бунин И. А.)



Катя является возлюбленной Мити. Она милая, хорошенькая девушка с небольшой фигуркой, свежа и молода; посещает студию Художественного театра, обучается в частной театральной школе, живет с мамой, давно оставившей мужа, “всегда курящей,… нарумяненной дамой”, имевшей малиновые волосы.

Катя, в отличие от Мити, не поглощена любовью, по замечанию Рильке, она живет в своей театральной, фальшивой среде, поэтому Митя не смог бы с ней жить.

Директор школы потакает ее увлечению. Это самодовольный актер, имеющий бесстрастные и печальные

глаза.

Каждое лето он отправляется отдыхать с очередной ученицей, совращенной им.

Директор начал заниматься с Катей во время Великого Поста. Бунин изображает важные события, происходящие в жизни героев, во время поста в ряде произведений (“Пароход “Саратов””, “Чистый понедельник”).

Катя сдает директору экзамен на шестой неделе поста, последней перед Страстной. На экзамен она пришла во всем белом, подобно невесте, что свидетельствует о двусмысленности ситуации.

Этой весной Катя значительно меняется, она становится молоденькой светской дамой, которая постоянно куда-то спешит. Все

реже случаются свидания с Митей, и перед его отъездом в деревню у Кати был последний всплеск чувств. Катя не следует их уговору с Митей и пишет ему лишь два письма и уже во втором признается в измене с директором.

Катя признает, что она “гадкая, испорченная”, но она безумно любит искусство и уезжает с директором. Митя в отчаянии, именно сейчас он задумывает самоубийство.

Митя является главным героем повести. Он переживает переходный возраст. У него уже присутствует мужское начало, но еще много мальчишеского.

Черные жесткие волосы, большой рот, расширенные глаза, которые Катя называла “византийскими”, – такова внешняя характеристика героя.

В повести рассказывается о жизни и смерти Мити, по времени это немного более полугода. Все началось в декабре, когда состоялось его знакомство с Катей, и окончилось в середине лета, когда он покончил с собой. Мы узнаем о прошлом героя из его отрывочных воспоминаний, которые тем или иным образом связаны с основными темами повести – любви и смерти.

Митю любовь захватила, когда он был совсем юным, это было что-то невероятное, о чем нельзя рассказать на человеческом языке. Однажды в саду, находясь рядом с молодой женщиной, он почувствовал, как в нем чувства поднялись “горячей волной”. Первой его любовью была, вероятно, нянька, затем была соседка-гимназистка, от любви к которой он испытывал “острые радости и горести”.

В прошлом году заболевшего в деревне Митю настигла весна и вскружила ему голову “первой настоящей любовью”. Митя был погружен в мартовскую природу, наполненную “влагой жнивья и черной пашни” и испытывал “беспредметную, бесплотную любовь” к окружающему миру. Такие чувства владели Митей вплоть до декабря его первой студенческой зимы, до того времени, когда он встретил Катю и почти мгновенно влюбился в нее.

Наступила пора безумного, всеобъемлющего счастья, которая длилась до девятого марта, ставшего последним счастливым днем в Митиной жизни. Катя говорит о “цене” ее любви. Она не готова ради возлюбленного отказаться от искусства – театральной карьеры, которая начнется этой весной, после окончания частной театральной школы. Само изображение театра Бунин сопровождает интонацией декадентской фальши, резко подчеркивая свое отрицательное отношение к модернистскому искусству.

Для выпускного экзамена Катя выбрала стихотворение Александра Блока “Девушка пела в церковном хоре”, которое, по мнению Бунина, было манифестом декадентского искусства. Мите чтение девушки кажется “пошлой певучестью… и глупостью в каждом звуке”.

Порой непрерывного счастья стали для героя январь и февраль. Но прежде цельное чувство его начинало раздваиваться. Иногда он чувствовал, будто существует две Кати, совершенно непохожие друг на друга: одну Митя страстно любил, а другая была подлинной и обыкновенной.

Митя жил на Молчановке, в студенческих номерах, а Катя – на Кисловке, вместе с матерью. Они встречались, их встречи наполнены дурманящими поцелуями, день ото дня все более пылкими. Митя сгорал от ревности, представляя Катю с другим мужчиной.

Подходила к концу зима, ей на смену шла весна. Ревность все больше подавляла любовь, но при этом и страсть возрастала с невероятной силой. Бунин видел в это иррациональность чувства.

Катя считала, что Митя любит ее тело, но не душу. Митя же был совершенно измучен двойственностью их отношений и неопределенной чувственностью. В конце апреля он отправился в деревню, чтобы разобраться в своих чувствах. Перед его отъездом к Кате вернулась ее прежняя нежность и страстность, она даже впервые заплакала.

Герой снова почувствовал ее близость к нему. Молодые люди договорились о том, что Митя летом приедет в Крым, куда Катя отправится отдыхать с матерью.

Вторая тема повести – тема смерти – звучит в сцене сборов перед отъездом. Протасов, единственный друг Мити, утешает его и говорит словами Козьмы Пруткова: “Юнкер Шмидт! Честное слово. Лето возвратится”.

Однако читателю известно, что в стихотворении тоже есть мотив смерти: “Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!” Еще раз этот мотив проходит в повести, когда напротив Митиного номера в окне студент исполняет романс А. Рубинштейна, в основу которого положено стихотворение Г. Гейне: “Полюбив, мы умираем”. Во время поездки в поезде автор снова возвращается к теме любви. По пути в деревню душа Мити переполнена чистой и нежной привязанностью, его одолевают мысли о том, к чему он за зиму приблизился с Катей.

В прощальном эпизоде большое значение имеет аромат Катиной перчатки, несколько раз вспоминаемый Митей. В соответствии с законами мелодической композиции в повести переплетены лейтмотивы, противостоящие друг другу: запах любви, который олицетворяют Катина лента для волос и перчатка, и запах смерти, “страшный, мерзкий, сладковатый”, который вспоминается Мите в связи с похоронами отца, который умер девять лет назад. Первое время Митя чувствует себя в деревне свободным от подозрений, так измучивших его, однако именно в этот момент в канву повествования вклинивается третья тема – любовь без духовной составляющей. Надежда на счастливое будущее с Катей угасает, и Митю все больше захватывает чувственность: он испытывает вожделение при виде деревенских девушек.

Моющая окна поденщица, горничная Параша, девки Сонька и Глаша – все они вызывают у Мити чувственный интерес.

Тема деревни, естественной среды у Бунина связана с томлением и чувственностью, поэтому деревенские герои и принимают большее или меньшее участие в совращении Мити.

Бороться с плотскими искушениями Мите помогает лишь любовь к Кате. Ольга Петровна, Митина мать, занята по хозяйству, еще не приехали брат Костя и сестренка Аня. И Митя предоставлен сам себе – он живет памятью о страстной любви, пишет пылкие письма своей возлюбленной, рассматривает ее фотографию: любуется прямым, открытым взглядом Кати. Девушка отвечает редко, ее письма немногословны.

Пришло лето, от Кати по-прежнему нет писем. Митя мучится невыносимо: прекрасный мир кажется ему бессмысленным и ненужным. Ему вспоминается зима, концерт, Катина шелковая лента, но даже о ней он теперь думает с содроганием.

Митя не может дождаться весточки от любимой, даже сам ездит за письмами, но ответа нет. В отчаянии юноша принимает решение застрелиться, если через неделю не придет письмо.

В этот тяжелый для Мити момент деревенский староста предлагает развлечься за небольшое вознаграждение. Сначала Митя отказывается: ему всюду видится Катя – в снах, в окружающей природе, везде, кроме реальности. Но когда староста снова предлагает ему получить “удовольствие”, Митя для самого себя неожиданно соглашается.

Староста предлагает Мите встретиться с Аленкой – “бабенкой ядовитой, молоденькой”, у которой муж был на шахтах, да и замужем она была всего два года. Митя видит в ней нечто общее с Катей: невысокий рост, подвижность, смесь женского с детским.

По пути церковь к воскресной обедне юноша встречает Аленку. Она идет, “виляя задом” и не обращая на него никакого внимания. Митю еще способно удержать чувство греха.

Следующим вечером Митя вместе со старостой едет к свекру Аленки, леснику, у которого она живет. Староста пьянствует с лесником, а Митя случайно встречается с Аленкой в лесу и, не в силах совладать со своими чувствами, договаривается о завтрашнем свидании в шалаше. В течение ночи и следующего дня усиливается мотив смерти. Вот Митя видит себя висящим над пропастью, огромной и слабо освещенной, то ему чудится, что в доме “страшно пусто”; в вечернем небе появляется Антарес и т. д. Митя идет к шалашу, туда же приходит Аленка.

Юноша отдает ей пятирублевку и чувствует непреодолимое телесное желание, которое, однако, не переходит в душевное. После случившегося далее Митя чувствует глубокое разочарование. В субботний день на той же неделе идет дождь. Митя бродит по саду, перечитывая Катино письмо, в котором она сообщает ему, что уезжает с директором.

Гром прогоняет молодого человека в дом. Он влезает в свою комнату через окно и запирается. Он находится в полубессознательном состоянии: ему чудится “молоденькая нянька”, несущая в руках “ребенка с большим белым лицом”, потом нянька превращается в Катю, кладет ребенка в ящик комода, затем появляется господин в смокинге – директор, совративший Катю.

Митя видит, как Катя отдается господину и, наконец, приходит в себя, ощущая пронзительную, невыносимую боль. Он понимает, что больше нет возврата к прежней жизни, подобной раю. Юноша вынимает револьвер из ящика ночного столика и с радостным вздохом и наслаждением делает в себя выстрел.

Р. М. Рильке основную причину трагедии видит в том, что молодой человек не способен ожидать течения событий и не может найти выхода из сложного положения, он перестает верить в то, что за мучительными страданиями придет нечто переносимое.

Повесть “Митина любовь” получила противоречивые оценки. 3. Гиппиус сравнивала произведение со “Страданиями юного Вертера” Гете, но в чувствах героя она видела “гримасничающее вожделение”, имеющее белые глаза. Поэтесса М. В. Карамзина назвала “таинство любви”, изображенное Буниным, благодатным чудом.

Р. М. Бицилли видит в “Митиной любви” влияние Л. Толстого, указывая на неоконченную повесть “Дьявол”.

Бунин же говорил, что в основу его повести легла история “падения” его племянника. По мнению В. Н. Муромцевой-Буниной, звали прототипа Николай Алексеевич Пушешников, однако внешность героя списана с брата Пети.

В своих мемуарах “Поля Елисейские” В. С. Яновский приводит свидетельство реальности прототипа: повести Бунина герой “кончает довольно банально самоубийством”, на самом же деле молодой человек постригся в монахи и через некоторое время стал выдающимся иереем”. В письме к 3.Шаховской В. В. Набоков отмечал, что, приступая к написанию произведения, Бунин перед собой видел образ Мити Шаховского – Дмитрия Алексеевича, брата 3.Шаховской, поэта, постригшегося в двадцатые годы в монахи и получившего имя отца Иоанна.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание Митина любовь в сокращении (Бунин И. А.)