Краткое содержание “Мифа о Сизифе” Камю

Абсурдное рассуждение

Книга начинается с примечания о том, “что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта”. Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии.

Самоубийца признается, “что жизнь кончена, что она сделалась непонятной”. Но что лежит в основе его

выбора? Решение добровольно уйти из жизни созревает “в безмолвии сердца”.

При этом внешние события являются лишь толчком, когда “этой малости… достаточно, чтобы горечь и скука, скопившиеся в сердце самоубийцы, вырвались наружу”.

Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни – все это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:

Подъем, трамваи, … работа, ужин, сон; понедельник, вторник, среда…

все в том же ритме… Но однажды встает вопрос “зачем?”. Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки.

Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это “столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души” – причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не дает ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними.

Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали “абсурдные стены”, предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это “философским самоубийством”, так как данный подход не решает проблему.

Вера в Бога не дает “вечной свободы”, но человек может быть свободен в своем выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своем желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше.

Смысл жизни – сознательное поддержание “жизни абсурда”, а не бег от нее в самоубийство. Такой бунт придает жизни новый смысл и красоту, так как “нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью”.

Абсурдный человек

Что представляет собой человек, принимающий абсурд? Абсурдного человека характеризуют следующие признаки:

Отрицание абсолютных и моральных ценностей. Это “не означает, что ничто не запрещено. Абсурд показывает лишь равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести”.Мужество жить в абсурдном мире, отрицая самоубийство.

Абсурдный человек “вступает в этот мир вместе со своим бунтом, своей ясностью видения. Он разучился надеяться. Ад настоящего сделался, наконец, его царством”.Вера в свои силы, при которой “он отдает предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах.

Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью”.Отсутствие религиозной веры и надежды на будущее, при которой “абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога: это навязанная ему свыше мораль. Но абсурдный человек живет как раз без этого бога”.

Автор приводит примеры различных типов абсурдного человека – это Дон Жуан, Актер, Завоеватель и Творец.

Дон Жуан дарит любовь всем женщинам, отдавая предпочтение не качеству, а количеству.

Он покидает женщину вовсе не потому, что больше ее не желает. Прекрасная женщина всегда желанна. Но он желает другую, а это не то же самое.

Не надеясь ни на что, соблазнитель не теряет себя в потоке меняющихся женщин. Он живет “здесь и сейчас”: разве важно, что будет после смерти, если впереди столько наслаждений?

Актер живет своими ролями, “словно бы заново сочиняет своих героев”.

Он изображает их, лепит, он перетекает в созданные его воображением формы и отдает призракам свою живую кровь.

Герои различных эпох живут в нем. Но смерть настигает актера и “ничем не возместишь те лица и века, которые он не успел воплотить на сцене”. Актер, подобно путешественнику, идет по дороге времени.

Спектакль, разыгрываемый на сцене, является яркой иллюстрацией абсурдности жизни.

Завоеватель – это, как правило, авантюрист. Являясь хозяином собственной судьбы, он достигает всего в свой жизненный срок. Какой смысл надеяться на “память в сердцах потомков”, если жизнь закончится?

Цель Завоевателя – снискать успехов в настоящем, так как они “преходящи, в них могущество и пределы ума, то есть его эффективность”.

Завоеватели – это те, кто чувствует силы для постоянной жизни на этих вершинах, с полным сознанием собственного величия… Завоеватели способны на самое большее.

Все персонажи объединены признаками абсурдного мышления: осознанность, вера в свои силы и отрицание надежд на будущее.

Абсурдное творчество

Абсурдный человек должен быть творческой личностью. Только творчество, выражая подлинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец ясно понимает, что он смертен и его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает.

Он не стремится объяснить мир, зная, “что у творчества нет будущего, что твое произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, – такова нелегкая мудрость абсурдного мышления”. Творчество является редкой возможностью примирить свое сознание с абсурдностью окружающей реальности. Творец придает форму своей судьбе.

Проблематикой абсурда пронизано все творчество Достоевского. В его романах ярко обрисовано мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать “всю пытку абсурдного мира”, но найти выход из абсурдного тупика русский гений не смог. Взывая к Богу, Достоевский лишь ставит проблему абсурда, но не решает ее.

Он пытается дать ответ, но “абсурдное произведение, напротив, не дает ответа”. Абсурдное творчество – это “бунт, свобода и многообразие”.

Миф о Сизифе

Книгу завершает этюд о самом ярком абсурдном бунтаре в истории человечества. Это Сизиф, которого “боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз”. Герой мифа получает наказание за свои земные страсти и любовь к жизни.

Известно, “что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд”, но герой презирает выпавший ему жребий. Его жизнь заполнена новым смыслом, в котором сознание побеждает судьбу, обращая страдания в радость. Муки, испытываемые Сизифом под тяжестью камня, – это и есть бунт против абсурдного мира.

Существование современного человека схожа с судьбой Сизифа – она во многом абсурдна, наполнена скукой и бессмысленностью. Но человек может обрести смысл жизни, отвергнув самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате осознания абсурда, позволит ему переоценить свою судьбу и стать свободным.

Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни… Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание “Мифа о Сизифе” Камю