Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо в сокращении (Некрасов Н. А.)

Встретились однажды на дороге семеро временнообязанных (недавних крепостных) мужиков из соседних деревень: Дырявина, Заплатова, Знобишина, Разутова, Неелова, Горелова и Неурожайка. Разгорелся между мужиками спор о том, кому на Руси живется счастливо. Каждый по-своему представлял главного счастливца: поп, боярин, купец, чиновник, помещик, министр государев, а может сам царь.

Затянулся спор мужицкий, развели они костер и за водкой продолжили выяснять истину, даже до драки дело дошло, но и она не помогла.

Один из мужиков Пахом словил птенца пеночки, а птичка за своего птенца рассказала мужикам, где взять скатерть самобраную.

Теперь мужики всегда обеспечены едой и выпивкой, к тому же скатерть самобраная может стирать и чинить их одежду. В общем, все, что нужно для дальнего путешествия имеется, и мужики дают зарок разобраться и найти того, кому хорошо на Руси живется.

Первый возможный счастливец, который встретился им по дороге, оказался попом. Но его ответ на вопрос о том, хорошо ли ему живется, не порадовал мужиков. Действительно, в любое время суток, в любую погоду, вынужден спешить поп туда, где есть болеющие, умирающие, рождающиеся. Он видит слезы и страдания людские, а у самого душа болит.

О том, каков почет попу, мужики и сами вспоминают, когда он укоряет за непристойные песни и грубости в адрес священников.

Дальше отправляются мужики в торговое село Кузьминское на праздничную ярмарку, чтобы порасспросить там народ о счастье. В этом грязном и богатом селе есть фельдшерская изба, гостиница, две церкви и заколоченный дом с надписью “училище”. Но больше всего здесь питейных заведений, где жаждущие пропивают последние гроши.

Бойкий торговый день в селе заканчивается повальным пьянством и драками. Странники сходятся во мнении, что трезвому мужику на Руси жить невозможно, ведь работать до смерти он может, только если будет пить до полусмерти, иначе кровавый дождь прольется из гневной крестьянской души. Эту идею поддерживает и Яким Нагой из деревни Босово, который уверен, что если прекратить пьянство, то великая печаль придет на русскую землю.

Мужики-странники, надеясь встретить тех, кому хорошо живется на Руси, обещают угощать счастливцев выпивкой. На их предложение откликаются больные, нищие, убогие, которые согласны ради дармовой выпивки назвать себя счастливыми.

Кто-то рассказал мужикам историю Ермила Гирина, который служил бурмистром в вотчине князя Юрлова и славился своей честностью и справедливостью. Когда ему понадобились деньги, чтобы выкупить мельницу, мужики, даже не требуя расписки, одолжили ему их. Но после крестьянского бунта, Ермил сидит в остроге, и его уже счастливым не назовешь.

Расспрашивают мужики о счастье и румяного шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он вспоминает, что в прежние времена (до крестьянской реформы) хорошо жилось барину, все его веселило и радовало. А по праздникам он приглашал своих крепостных крестьян в барский дом, чтобы молиться вместе.

Странники знают, что в крепостные времена несладко жилось народу, но согласны, что разорванная цепь крепостного права ударила не только по барину, но и мужику тоже досталось.

Расспросив баб, странники узнают, что в селе Клину живет Корчагина Матрена Тимофеевна, которую считают счастливицей. Вот только сама Матрена думает по-другому, рассказывая мужикам-странникам свою историю жизни. Матрена родом из зажиточной и непьющей крестьянской семьи.

Ее выдали замуж в чужую деревню за печника Корчагина Филиппа, и началась беспросветная, тяжелая жизнь деревенской женщины. Муж любил ее, но вынужден был уехать на работу в Питер, а в семье свекра Матрене приходилось терпеть постоянные обиды. Родился ее первенец Демушка, но пока Матрена была в поле, свекор не доглядел ребенка и скормил его свиньям. Когда Матрена вернулась, судейские делали вскрытие ребенку.

После того у нее родилось еще пять сыновей, но забыть первенца она, конечно, не смогла. Один из ее сыновей, пастушок Федот, не усмотрел однажды за стадом, и волчица унесла овцу. Мать приняла наказание за сына.

А потом, беременная, она ходила в город искать справедливости, когда ее мужа незаконно забрали в солдаты. Матрене тогда помогла губернаторша, и теперь вся семья за нее молится.

По крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно назвать счастливой. Но невозможно передать всю боль и страдания, через которые ей пришлось пройти. Она убеждена, что русская крестьянка не может быть счастливой, ведь ключи от ее счастья и свободы утеряны самим Богом.

Затем странники приходят на Волгу в разгар сенокоса. Здесь они сталкиваются с интересной историей. Крестьяне села Вахлачина помогают родственникам помещика Утятина, который совсем выжил из ума, скрывать отмену крепостного права, взамен крестьянам пообещали пойменные луга.

Но после смерти помещика наследники забыли о своих обещаниях.

Здесь, у села Вахлачина, мужики-странники услышали от крестьян много интересных историй о крепостном времени. Одна история о том, как верный холоп Яков отомстил помещику-самодуру Поливанову, завезя барина, у которого отнялись ноги, в лес, и повесившись на сосне прямо над ним. Другая история о том, как атаману разбойников Кудеяре Господь отпустил все грехи после того, как он убил жестокого пана Глуховского.

Но живет на Вахлачине сын дьяка, семинарист Гриша Добросклонов. В пятнадцать лет Гриша точно знает, что готов умереть за родную землю, любовь к которой у него слилась с любовью к покойной матери. Он верит, что однажды поднимется по всей Руси несокрушимая сила, как та, которую он чувствует в своей душе, и воспрянет духом могучая русская земля.

Если бы знали мужики-странники, что творится в душе Гриши, они бы поняли, что цель путешествия их достигнута, и они могут возвращаться домой.

Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84



Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо в сокращении (Некрасов Н. А.)