Краткое содержание “Избранная критика” Ходасевич
Гумилев и Блок
Это люди разных поэтических поколений. Блок – символист, Гумилев – враг символизма. Для Блока его поэзия – духовный подвиг, неотделимый от его жизни, для Гумилева – форма литературной деятельности.
Блок – поэт всегда, Гумилев – лишь когда писал стихи. Гумилев обладал отличным литературным вкусом, было что то ребяческое в его стриженной голове, в его выправке, скорее гимназической. Блок считал свое слово о Пушкине последним. Он завещал обществу и русской литературе хранить пушкинское наследие – свободу.
Гумилев
Вскоре вражда пробилась наружу. “Цех поэтов” – первоначально был в литературном смысле беспартийным. Но акмеисты завладели им, когда акмеизм кончился “Цех” заглох. В 1921 году Гумилев хочет его воскресить.
Из слов Мандельштама я понял, что
Московский литературно-художественный кружок
Первый вторник посвящен поэзии Фета, доклад читал Брюсов. Оживленная часть вечера прошла в столовой. В кружке проходили бои молодой литературы со старой. Была у кружка библиотека с читальней, где имелось много ценных изданий.
Брюсов захотел издавать “Известия” кружка.
Пролеткульт
В 1918 году я читал лекции о Пушкине студенческой пестрой аудитории. Я могу засвидетельствовать ряд прекрасных качеств русской рабочей аудитории – подлинное стремление к знанию и интеллектуальную честность. Нам начали мешать.
При Пролеткульте хотели издавать журнал “Горы” под редакцией студентов.
О символизме
Был на лекции Аненнского, где лектор дал краткий обзор русского символизма. Все сказанное было исторически верно, но лектор знал символизм по книгам, символизм не изучен и не прочитан. Тот кто дышал воздухом символизма, навсегда уже чем-то отмечен. Слишком многое сознательно строилось на перекличке переживаний, мыслей, тем.
Написанное всегда было или становилось для символистов реальным жизненным событием. Писатель не отчуждается от человека, часть творческой энергии и часть внутреннего опыта воплощалась в творчестве, а часть – недовоплощалась, утекала в жизнь, подобно тому как утекает электричество при плохой изоляции. Это и есть недовоплощенность символизма, для символиста писатель и человек суть окружность и многоугольник, одновременно и описанные и вписанные друг в друга.
- Краткое изложение Избранная критика Ходасевич В. Ф. Ходасевич Избранная критика Гумилев и Блок Это люди разных поэтических поколений. Блок – символист, Гумилев – враг символизма. Для Блока его поэзия – духовный подвиг, неотделимый от его жизни, для Гумилева – форма литературной деятельности. Блок – поэт всегда, Гумилев – лишь когда писал стихи. Гумилев обладал отличным литературным вкусом, было что то […]...
- На тему “Лирика А. Блока” Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции побудили А. Блока к литературному творчеству? 3. Под влиянием каких русских поэтов формировался художественный вкус молодого А. Блока. Художественный вкус молодого А. Блока формировался под влиянием русской поэзии XIX ст. Его любимыми поэтами были В. […]...
- Какой период развития русской литературы назван “серебряным веком”? а. Первая треть XIX века б. Конец XIX века в. Начало XX века – Какие поэтические течения развивались в русской литературе “серебряного века”? а. Символизм б. Романтизм в. Акмеизм г. Конструктивизм д. Футуризм – Кто из поэтов относится к “младшим символистам”? а. 3. Гиппиус б. А. Блок в. К. Бальмонт г. Ф. Сологуб д. А. […]...
- Тест по теме “серебряный век” 1. Какой период развития русской литературы назван “серебряным веком”? А. Первая треть XIX века Б. Конец XIX века В. Начало XX века 2. Какие поэтические течения развивались в русской литературе “серебряного века”? А. Символизм Б. Роман (бессмертное произведение)тизм В. Акмеизм Г. Конструктивизм Д. Футуризм 3. Кто из поэтов относится к “младшим символистам”? А. 3. Гиппиус […]...
- Сочинение на тему: “Акмеизм и поэзия Н. С. Гумилева” Акмеизм пришел на смену вырождающемуся символизму, потому мироощущение акмеистов сходно с мироощущением поэтов-символистов. Многие акмеисты считали своим учителем И. Анненского, которого с полным основанием можно назвать символистом. Само слово акмеизм означает “высшая степень чего-либо, расцвет”. Возникнув в 1910-х годах, акмеизм возвратил поэзии ее простоту и выразительность, точность значения каждого слова. Другое его название, “адамизм”, расшифровывается […]...
- В. Ф. Ходасевич < p>Лет двенадцать тому назад в творчестве Бунина наступил расцвет, который по справедливости можно назвать и буйным, и пышным. После “Господина из Сан-Франциско” Бунин выдвинулся на первое место среди современных русских прозаиков. Ныне оно принадлежит ему по праву. Почти все эти годы совпали с эпохой эмиграции. Эмиграция сделала Бунина своим любимцем. Если не ошибаюсь, М. […]...
- Сочинение на тему: “Жизненный и творческий путь Николая Гумилева “ Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он, поэт и литературный критик, прожил жизнь, полную суровых испытаний: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, он едва не оказался участником дуэли, воевал. Жизнь его оборвалась в возрасте 35 лет – по ложному доносу поэт арестован, а затем расстрелян. Прекрасный поэт […]...
- Пронзительные строки в поэзии Блока Случилось так, что в душе я весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки: День поблек, изящный и невинный Вечер заглянул сквозь кружева. И над книгою старинной Закружилась […]...
- ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Серебряный век русской поэзии – период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века: Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, […]...
- Что такое СИМВОЛИЗМ СИМВОЛИЗМ – течение в декадентстве в конце XIX – начале XX веков. Символисты стремились найти в повседневности “отзвуки иных миров” и выразить их в символе, их произведения были устремлены к идеальному, подчас мистическому. Русский символизм был окрашен в трагические тона, поскольку поиски гармонии между человеком и миром не давали результатов, а “страшный мир” российской действительности грозил […]...
- Краткое содержание, анализ “Имя твое – птица в руке…” Цветаева “Имя твое – птица в руке…” (1916). Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написании “Блокъ”), “одно-единственное движенье […]...
- Акмеизм, бунт против символизма В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм. Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с миром”. М. Кузмин считал, что поэзия должна быть […]...
- Сочинение Ходасевич В. Дар тайнослышанья тяжелый Живший во “дни громадных потрясений”, он лучше остальных понял, что нет ничего ценнее в мире, чем искусство. И он им занимался. И искусство и культура занимали его больше, чем перестройка целого мира. В культуре он находил смысл жизни, возможность порвать “тугую плеву дней”. При всей ампирной (от Пушкина идущей) холодной ясности и строгости его поэзии […]...
- Поэтическая символика А. Блока Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды. А. Блок План I. А. Блок – представитель русского символизма. II. Эволюция поэтической символики Блока. 1. Раннее творчество Блока. 2. Символика стихотворения “Фабрика”. 3. Символическое значение образа Незнакомки. 4. “Двенадцать” – поэма о революции. III. От певца Прекрасной Дамы к певцу […]...
- Акмеизм, бунт против символизма (о литературе начала XX века) В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм (от др.- греч. акте – высшая степень, расцвет). Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с […]...
- Ходасевич поэтического остроумия Поэты, родившиеся после 1880 г., не добавили к символизму ничего, или очень мало. Исключение представляет Владислав Фелицианович Ходасевич (по-польски Chodasiewicz, род. 1886). Хотя техника его почти свободна от символистских влияний, общий дух его поэзии значительно ближе к символизму, чем к более молодым школам, ибо он, единственный из всех молодых поэтов – мистик. Первая его книга […]...
- Ходасевич Владислав Фелицианович Родился 16 мая (28 н. с.) в Москве в семье художника. Очень рано почувствовал свое призвание, выбрав литературу главным занятием жизни. Уже в шесть лет сочинил свои первые стихи. В 1904 окончил гимназию и поступил сначала на юридический факультет Московского университета, затем – на историко-филологический. Начал печататься в 1905. Первые книги стихотворений – “Молодость” (1908) […]...
- Сочинение на тему: Акмеизм, бунт против символизма В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм (от др.- греч. акте – высшая степень, расцвет). Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с […]...
- Биография Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939), поэт, прозаик, литературовед. Родился 16 мая (28 н. с.) в Москве в семье художника. Очень рано почувствовал свое призвание, выбрав литературу главным занятием жизни. Уже в шесть лет сочинил свои первые стихи. В 1904 окончил гимназию и поступил сначала на юридический факультет Московского университета, затем – […]...
- Акмеисты Акмеисты Собственно акмеистическое обьединение было невелико и просуществовало около двух лет. Кровные узы соединяли его с “Цехом поэтов”, возникшим почти за два года до акмеических манифестов и возобновленным после революции. Цех стал школой приобщения к новейшему искусству. В январе 1913г. появились в журнале “Аполлон” декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее […]...
- “Интеллигенция и революция” Блока краткое содержание “Россия гибнет”, “России больше нет”, “вечная память России” – слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому великой. Европа сошла с ума: цвет человечества, […]...
- Мир реальности в стихе А. Блока “Незнакомка”. Краткое изложение текста Одним из самых известных стихов русского поэта-символиста А. Блока поэзия “Незнакомка”. В этом удивительно мелодичном стихе поэт изображает переплетение мира грубой реальности и мира волшебной мечты. Веток реальности из первых же строк возникает в описании дикого ресторанного угара: – По вечерам над ресторанами – Горячий воздух дик и глух, – И правит окриками пьяными – […]...
- Александр Блок и Михаил Врубель Загадкой эпохи и символом времени называли двух романтических гениев ХХ века – художника Михаила Врубеля и поэта Александра Блока. В своем творчестве А. Блок часто использовал врубелевские образы, мотивы и символы. Давно поселилась в лирике поэта и “демоновская” тема Михаила Врубеля. По творческому мироощущению, по радости и горечи познания искусства, по влюбленности в русскую стихию […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННЕЙ МИР В. Я. БРЮСОВА Брюсов как теоретик символизма. Символизм – направление в литературе (конец 19 – начало 20 века); одно из направлений романтизма. С помощью символа (художественного иносказательного образа) символисты пытались передать индивидуальное восприятие мира. Поэзии символистов свойственно обращение к мистике. Символизм называли также “поэзией намеков” (определение В. Брюсова). Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика […]...
- Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (Н. С. Гумилев) 1. Зарождение акмеизма. 2. Мотивы лирики Гумилева. 3. Позднее творчество. Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду… Н. С. Гумилев Творчество Н. С. Гумилева, основателя “Цеха поэтов” и главы акмеистов, стало известно еще во времена расцвета символизма. Как считает критик В. М. Жирмунский в своей статье “Преодолевшие символизм”, “уже в ранних стихах поэта […]...
- Краткое содержание: Орел Синдбада (Гумилев) Орел Синдбада Поэта-романтика Николая Гумилева всегда увлекали насыщенные приключениями истории морских путешествий в далекие и загадочные страны, таинственный и волшебный древний Восток. Видимо, поэтому и родилось стихотворение “Орел Синдбада”. Поэт воображает себя путешественником, плывущим вслед за Синдбадом. Следом за Синдбадом-мореходом В чуждых странах я сбирал червонцы И блуждал по незнакомым водам, Где, дробясь, пылали блики […]...
- Сочинение на тему: Символизм в двадцатом веке Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- Какой предстает Родина в поэзии А. Блока? Что позволяет стихотворение А. Блока “Незнакомка” отнести к символической поэзии? Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: […]...
- Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? Кто назвал А. Блока “трагическим тенором эпохи”? а. А. Белый б. М. Цветаева в. А. Ахматова г. В. Маяковский К какому художественному течению относится дореволюционная поэзия А. Блока? а. Акмеизм б. Символизм в. Неореализм Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? а. Прекрасная Дама б. Флейта-позвоночник в. Мировая Душа г. Вечная Женственность Какие […]...
- С. Малларме и П. Верлен – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- П. Верлен и С. Малларме – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- Литературная критика Важное место в русской литературно-общественной жизни занимала литературная критика. Как соотносятся критика и художественная литература? Казалось бы, не возникает сомнений, что литература первична, а критика вторична, иными словами, что критическая мысль следует в своем развитии за движением литературы и не может содержать более того, что дано литературой. В принципе так оно и есть, однако для […]...
- Краткое содержание Слово о полку Игореве по частям “Слово о полку Игореве” состоит из трех частей, которые имеют разные темы и повествуют каждая о своем, хотя и объединены общностью времени, и введения. Введение вводит читателя в атмосферу старой русской земли и ратников, которые защищали свои владения. Рассказчик предлагает начать повесть о том, как велик был поход Игоря, насколько прекрасны были былые времена, и […]...
- Русская литературная критика во второй половине девятнадцатого века С 1870 г. место диктатора занял Михайловский, который оставался несменяемым до самой своей смерти в 1904 г. Метод “общественной” критики в приложении к художественной литературе оставался чисто “общественным” и “гражданственным” – т. е. критики рассматривали литературу только с точки зрения ее социальной и политической значимости. Критики не требовали от писателя четкой политической тенденции – только […]...
- “Стихи к Блоку” Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения “Стихи к Блоку” (“Имя твое – птица в руке…”) Цикл “Стихи к Блоку” создавался в течение нескольких лет – с 1916 по 1921. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия и напряженность лирического повествования. В этом цикле Блок предстает как “рыцарь без укоризны”, ангел, Божий […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- В чем заключается новаторство Тредиаковского-критика? Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768). Реформы Тредиаковского имели половинчатый характер. Но с 1730 (предисловие к переводу романа “Езда в остров любви”) по 1739 год (канун выступления Ломоносова) Тредиаковский был единственным крупным представителем зарождавшейся русской критической мысли. В написанных им в этот промежуток времени трудах были поставлены некоторые вопросы будущих реформ и открытий Ломоносова. В предисловии к […]...
- Молодость и старость краткое содержание Бунин И. А. Анализ стихотворения Бунина “Молодость”. Бунин – великий русский писатель XIX – XX вв. Его произведения всегда отличались сдержанностью и ритмичностью. В стихотворении Бунина всегда утверждается не важность событий, а их философский смысл, тема, навеянная самой жизнью. Стихотворение “Молодость” было написано Буниным в 1916 году. Это стихотворение – описание природы, причем описание природы […]...
- Методология Дружинина как критика Еще в начале своего литературного пути Дружинин прослыл плодовитым фельетонистом: в “Современнике” 1848-1854 годов печатались его “Письма иногороднего подписчика о русской журналистике”. По жанру эти систематические обзоры напоминали обзоры Белинского. Были зерна правды в суждениях Дружинина о таланте Достоевского, Буткова, о различиях и способах изображения простонародного быта у Григоровича и Даля, о влиянии Гоголя на […]...
- Краткое содержание: Маркиз де Карабас (Гумилев) Маркиз де Карабас Стихотворение “Маркиз де Карабас” Гумилев посвятил своему другу – писателю Сергею Ауслендеру. Оно также написано в романтическом стиле, свойственном поэту. Начинается стихотворение с описания весеннего сельского пейзажа. Герой стихотворения, маркиз де Карабас, с радостью наблюдает приметы наступающей весны в своих обширных владениях. Весенний лес певуч и светел, Черны и радостны поля. Сегодня […]...