Краткое содержание – Батальоны просят огня – Бондарев

Ю. Бондарев – повесть “Батальоны просят огня”. В по­вести “Батальоны просят огня” писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре пове­ствования – судьба двух батальонов.

Два батальона под ко­мандованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последую­щего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии – “просим огня”. После

чего дивизионная артиллерия должна была на­нести удар по противнику.

Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием ка­питана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.

Однако в ходе боевых действий планы командования из­менились. Дивизии, которая должна была поддерживать ба­тальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соеди­ниться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель.

Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не при­ходит. Капитан

Ермаков соединяется с батальоном Бульбанюка, получившего тяжелое ранение. Вместе со старшим лей­тенантом Орловым Ермаков берет на себя командование ба­тальоном.

Вскоре все понимают, что батальон обречен. Орлов и часть бойцов погибают. Ермаков выводит из окружения сво­их людей, оставшихся в живых.

Во второй части повести мы видим ряд превосходно вы­писанных батальных сцен, перемежающихся с анализом ду­шевного состояния персонажей. “Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, – замечает автор. – Показать, как с разным настроением и в самый от­ветственный момент испытания мужества дрались и умирали люди”. И писатель смог достичь своей цели. Вот Орлов отда­ет приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, го­лос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ру­жье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающе­гося вылезти из окопов.

Вот из трофейного пулемета уничто­жает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.

Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: “Я командовал батальоном – и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?” Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива.

Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков – о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бонда­рев затрагивает в повести важнейшую социальную и нрав­ственную проблему – соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа.

Он как бы приглашает читателя к размышлению.

Оба этих образа (капитана Ермакова и комдива Иверзева) выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков – мужественный человек, решительный, прямолинейный, прак­тически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему посту­пить совесть, понятие об офицерской чести.

И он подвергает­ся аресту. Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен.

На первый взгляд он кажется резким, жестким чело­веком. Это автор передает уже в самом портрете героя. “Пол­ковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холод­ными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голо­сом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.

Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что “кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…” Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его. Но ког­да он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести. Проводив Гуляева и Ермакова, он, “бледный, словно обрюзг­ший сразу”, ходит по комнате, “сжимая за спиной дрожащие пальцы”. “Щемящая, почти физическая боль” не оставляет его. Чувства, мысли Ермакова ему понятны. “За этим офице­ром стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая прав­да – ответственности за всю дивизию”.

В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и остав­шихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.

Таким образом, в повести определился подход Ю. Бонда­рева к изображению человека на войне, восприятию ее изнут­ри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, “проверку на человечность через испытание огнем”. Через это испыта­ние проходят все персонажи повести, война становится про­веркой нравственных качеств человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание – Батальоны просят огня – Бондарев