Краткое изложение романа “Саламбо”

Ненависть к самодовольному буржуа, которые пренебрегали эрудицией “как признаком узкого кругозора” (“Лексикон прописных истин”), увлечение Востоком и мыслями Спинозы о единстве духовного и физического, человека и природы побуждали писателя взяться за создание исторического романа из эпохи Пунических войн. Уже в 1857 г. Флобер собирал материал для романа “Саламбо” (“Salambo”), который был окончен в 1862 г. “Башня из слоновьей кости” манила поэта к себе. Флобер погрузился в водоворот впечатления от своего путешествия в Египет,

на берега мутного Нила. “Мне нравится, – писал он, – в нем [Востоке] его неосознанное величие, гармония несвязанных явлений…

Я припоминаю Яффу, где сразу же по прибытии мне в ноздри ударил трупный смрад и запах лимонных деревьев; на кладбище виднелись наполовину сотлевшие скелеты, а над нашими головами, на зеленых деревьях, качались золотые плоды”.

В “Саламбо” перед глазами читателя возникают увлекательные картины жизни и быта древнего Карфагена, преисполненные “гармонией несвязанных явлений”. Автор, будто настоящий романтик, наслаждается бушеванием ароматов и красок юга,

но, как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспроизведения действительности, психологической достоверности персонажей. Причинно-следственные связи Флобер находит и в воспроизводимом им мире III ст. до н. э. “Саламбо” – роман исторический. Работая над этим произведением, Флобер перечитал сотни томов специальной литературы.

Он даже называл “Саламбо” археологическим произведением.

В романе Флобер срисовал катастрофический момент в истории Карфагена, воспользовавшись при этом достижениями В. Скотта, и вместе с тем воссоздал переломный этап в развитии сознания властителей Карфагена, выступив как реалист-аналитик. Все это Флобер подчинил “единству колорита” и верности психологии, чего не было у его предшественников. Свои отступления от исторических источников писатель принципиально считал возможными.

Главной идейной задачей автора снова, как и у романтиков, стало воспроизведение извечной борьбы в мире добрых и злых стихий. Писатель передает это в романе, противопоставляя культовые богини Танит – опекунше жизни и любовь культа Молоха – бога войны и разрушения. Не смог и не захотел Флобер избежать изображения низости политических деятелей: в романе о далеком прошлом писатель срисовал членов Совета республики бесчестными, коварными, корыстными и жестокими, их прототипами стали современники автора – так “гвозди сапог” не давали ему оторваться от реальности.

В центре этого романа, как и в центре предыдущего романа о современности, – фигура женщины. Но если все чувства Эммы были обезображены стремлениям подражать обманным идеалам, а ее ум оказывал содействие лишь формированию искаженных представлений о мире, то Саламбо является настолько чистой и естественной, что даже само чувство любви она не называет этим словом, но умирает, не в состоянии пережить гибель возлюбленного. Еще более весомое место в романе занимает воспроизведение безобразного. Флобер с присущим ему мастерством представляет портрет суфета Ганнона, что разлагается живьем, изображает сцены каннибализма среди загнанных в расселину рабов, трупы распятых львов, смертную казнь Мат.

Будучи реалистически точными, эти описания уродливости контрастируют с изысканно прекрасным одеянием Саламбо, волшебным великолепием покрывала Танит. Флобер, который не раз выступал против романтической блистательности и “исторического реквизита” В. Скотта, в своем романе превзошел и французских, и английских авторов романтической прозы. Тем не менее, “Саламбо” учитывая названные выше особенности стиля и ведущую авторскую проблематику нельзя отнести к романтизму, этот роман вписывается лучше в систему литературных тенденций середины XIX ст.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое изложение романа “Саламбо”