Краткий пересказ второго тома дилогии Манна Генрих IV



Вторая книга в целом мрачнее первой, тональность ее отражает настигающую Генриха усталость. Но здесь становится более очевидной неотвратимость прогрессивного исторического движения, в ней действеннее связи Генриха с народом, шире круг его друзей гуманистов; рядом с ним его бессмертные современники – Монтень, Агриппа д’Обинье. Мысли Генриха перекликаются с мыслями Рабле, со стремлениями борцов-гуманистов ХХ столетия. Дилогия о Генрихе IV при всей ее эпической широте несет в себе черты романа-трагедии: идеалы героя, обогнавшие его время, сталкиваются с исторической неподготовленностью мира к их осуществлению.

Дилогии вместе с тем присущи черты романа-эпопеи, где широта и многослойность изображения соединены с остротой противоречий между силами жизни и смерти, где речь идет о судьбах нации, народа, государства.

Это и роман-урок. Длительное пленение Генриха в Лувре, его поражения и утраты, так же как его успехи и завоевания,- все это опыт, и осмысление его поучительно для современников Г. Манна. Опыт учит, что варварство обречено, как бы длительно ни было его господство,

что “несчастье может даровать неожиданные пути к познанию жизни”, что из поражения может быть извлечена грядущая победа, что добро надо отстаивать не только словом, но и мечом. Опыт учит, что решать должен только разум, что “жизнь имеет цену, лишь пока она разумна”.

Генрих Манн выделяет эту мысль, он формулирует ее в авторском комментарии к повествованию о событиях, вкладывает в уста Генриха IV и других героев гуманистов, а также в моралите, которыми он завершает каждую часть первой и всю вторую книгу дилогии. Моралите написаны на французском языке. Генрих Манн писал своему брату Томасу: “Я хотел, чтобы немецкий и французский на этот раз перемешались.

От этого я всегда ждал лучшего для мира”. Моралите называлась аллегорическая назидательная драма XV–XVI вв. Здесь это слово означает: назидание.

Моралите – это аккорды, ограничивающие этапы пути Генриха IV, и они вместе с тем-вершины, с которых обозреваются прошлое и современность. В них – концентрация философ-ско-нравственного смысла дилогии, и они же выполняют по отношению ко всему повествованию поэтизирующую роль, придавая оттенок легендарности изображенным историческим событиям. Дилогия Манна о Генрихе IV – одно из самых замечательных произведений немецкой антифашистской литературы. Черты высокой трагедии соединяются здесь с эпической широтой и многокрасочностью.

Томас Манн увидел в дилогии синтез духовных начал, определявших личность и творчество его старшего брата. Писатель-коммунист Франц Вайскопф считал дилогию вершинным созданием ее автора: “Все краски богатой палитры Генриха Манна сияют в этом произведении, все выдающиеся свойства его предшествующих книг объединились в нем”. Книг этих немало, и среди них такие, что составляют славу немецкой литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткий пересказ второго тома дилогии Манна Генрих IV