Краткий пересказ – Слово о полку Игореве
Поэма неизвестного автора “Слово о полку Игореве”.
Человек и природа – два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве. С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности люди полностью зависели от окружающей среды.
Не умея объяснить природные явления, они возводили их в ранг божества. Так, у древних славян существовал бог солнца, бог ветра, бог грома и молнии. И люди тогда очень бережно относились к природе.
Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, пословицам
И это очень верный подход к данному вопросу. Это то, чего нам так не хватает в нашей современной жизни. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся цветок, шелест дождя, сияние солнца, зелень первой весенней листвы…
Как это можно не любить? Человек и природа – это одна большая семья.
Это единство человека и природы мы видим и в произведениях многих русских писателей – И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова, И. Бунина. Человек
Возьмем, к примеру, поэму неизвестного автора “Слово о полку Игореве”.
Хотя природа занимает исключительно большое место в “Слове о полку Игореве”, в поэме нет самоценных пейзажей. Природа здесь – не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех человеческих ценностей. Она одухотворена автором, активно участвует в событиях, то замедляя, то ускоряя их ход.
Так, природа сочувствует дружине князя Игоря, стремится предупредить людей об опасности. Когда герой двинулся в свой поход, свет солнца померк, ночь стонала грозою, надвигались на войско Игоря от моря синие тучи. И битва с половцами, обрамленная этими картинами природы, приобретала в поэме символические черты борьбы силы зла с силой добра.
После поражения русских войск широкая печаль течет по Руси: “никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”.
Ярославна, горюя о своем муже, в плаче обращается к ветру, веющему под облаками, к солнцу, которое тепло и прекрасно, к Днепру. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.
И природа помогает князю.
Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью деревьев. Во время бегства Игоря молчат вороны и сороки, соловьи поют песни, а дятлы своим стуком ему путь показывают. Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю!
Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, солнце светит на небесах.
Позиция автора поэмы здесь однозначна – человек существует в тесном взаимодействии с природой. Русская земля – это его родной дом. И это слияние, единство людей и природы усиливает в поэме значительность происходящего, усиливает драматизм событий.